В Киеве состоялось заседание BrutallyEarlyClub, основанного влиятельным лондонским куратором Х.-У. Обристом. О встрече киевской творческой молодежи, где обсуждались коммуникационная теория С. Холла и … вопросы «обналичивания» творческих идей, рассказывает Анна Радзевич. |
В Киеве побывал Ханс-Ульрих Обрист, директор международных проектов лондонской галереи Serpentine, куратор множества выставок и междисциплинарных проектов, объединяющих ученых, писателей, актеров и художников. Пока, правда, заочно, как автор формата творческих дискуссий BrutallyEarlyClub. О встрече киевской творческой молодежи, где обсуждались коммуникационная теория С. Холла и … вопросы «обналичивания» творческих идей, рассказывает Анна Радзевич.
* * *
В первый день зимы в Киеве состоялось заседание BrutallyEarlyClub. Однако то, что один из наиболее влиятельных кураторов современного искусства Ханс-Ульрих Обрист задумывал как встречу всех желающих в лондонском Starbucks для обсуждения проблем искусства за брутально ранним завтраком в 6:30 утра, в киевском формате больше походило на собрание старых друзей за five o’clock tea.
Если в Лондоне, по словам Обриста, уже нет места импровизации и единственное свободное время, которое люди могут выкроить для разговора по душам, это самое раннее утро, зимой больше напоминающее глубокую ночь, то в Киеве, с его неспешным темпом жизни, воскресную встречу удалось перенести ближе к полудню.
Не исключено, что более вероятной причиной назначенного куратором столь раннего времени есть его знаменитая бессонница. А поскольку у собравшихся в выходной день студентов и выпускников творческих факультетов киевских ВУЗов сон крепкий и здоровый, то, дабы услышать от них более или менее конструктивные, не затуманенные сновидениями соображения, решено было собраться в час дня. Местом встречи избрали органическое кафе в центре города.
“Многое может произойти, когда люди вступают в диалог,” — объясняет свою инициативу Обрист, ожидающий от общения представителей разных творческих специальностей и художественных направлений рождения необычных, вдохновляющих идей. И если в контексте последних политических событий в столице Украины сложно представить бесконфликтные переговоры людей разных взглядов, то споры и полемика BrutallyEarlyClub прошли на удивление мирно.
В повестке дня значилась теория кодирования и декодирования Стюарта Холла. Согласно этой теории, аудитория может занять одну из трех позиций по отношению к медиасообщению, будь то статичное изображение, текст или видео. А именно: доминирующую, то есть проявить реакцию, какой ее задумывал создатель; оппозиционную — когда аудитория отвергает предполагаемое создателем содержание и выстраивает свое собственное. Или согласованное прочтение, то есть компромисс между доминирующей и оппозиционной интерпретацией, когда публика частично воспринимает посыл создателя, сохраняя при этом свою личную позицию.
Впрочем один из участников еще в начале встречи шутя переиначил тему дискуссии, заявив, что “все на свете существует для того, чтобы обрести себя в холодной, бессердечной наличке”. Таким образом разговору был задан немного другой тон; как можно сыграть на знании реакции аудитории для продвижения и обналичивания собственного творчества.
И как обычно случается при встрече художников, архитекторов, критиков, музыкантов, по большей части только будущих, но уже перенявших характерную беспорядочную манеру говорить, — дискуссия пошла сумбурно и естественным образом привела к обсуждению актуального для всех вопроса старта карьеры и заработка.
Со студентами факультета теории и истории искусства киевской Академии изобразительного искусства и архитектуры, обеспокоенных вопросом публикации своих первых работ, мы обсудили распространение и популярность таких онлайн-платформ как Creativist и Issuu, позволяющих создавать, публиковать и продавать неограниченное количество мультимедийных проектов, начиная от журнальных статей до полноценных книг. Наличие таких ресурсов не может не радовать искусствоведов, живущих в стране, где рынок печатных изданий кажется не особенно приветливым к новичкам.
И не удивительно, ведь растущие расходы на печать, хранение и распространение изданий вынуждают редакции журналов быть невероятно тщательными в отборе материала и, по большей мере, работать с проверенными журналистами. Как одна из альтернатив публикации работ молодых критиков обсуждалась возможность размещения их в онлайн-версиях специальных изданий. Здесь шансов быть прочитанным больше, хотя и скорость смены информационного наполнения также значительно выше.
Для художников возможности “обналичить” свои работы и получить заказы онлайн еще шире благодаря таким бесплатным платформам, как Carbonmade, Jobrary и Glossom, позволяющим опубликовать портфолио, резюме и найти первых заказчиков.
Многие из участников дискуссии, уже имеющие опыт работы, отметили, что задержать внимание потенциального читателя, зрителя, обладающего выходом к чрезвычайно широкому кругу информации,становится все сложнее. Однако можно ли считать, что активный интерес к художественному контенту в онлайн-режиме является залогом того, что тот же потребитель готов отдать за него “холодную, бессердечную наличку”?
Хочется надеяться, что к моменту, когда все участники дискуссии закончат обучение и в реальном времени столкнутся с проблемой продвижения своих работ, тенденция адаптировать творчество под заказчика, угадывая и продумывая его реакцию, уступит место чуткому диктату творца. И тогда в большей степени оппозиционная (по Холлу) реакция аудитории перейдет в доминирующую. Придет славный день, когда больше времени будет затрачиваться на создание работы, а не на попытки ее продвижения и продажи. И мы не преминем отметить этот день в приятной компании киевского BrutallyEarlyClub.
Анна Радзевич, студентка Лондонского университета искусств, инициатор собрания BrutallyEarlyClub. Kiev