Петр Александрович Нилус (1869–1943) – российский и украинский живописец, литератор, общественный деятель, один из видных представителей Товарищества южнорусских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В Третьяковской галерее проходит выставка его живописи и графики из собрания Воронежского художественного музея.
Петр Александрович Нилус (1869–1943) – российский и украинский живописец, литератор, общественный деятель, один из видных представителей Товарищества южнорусских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В Третьяковской галерее проходит выставка его живописи и графики из собрания Воронежского художественного музея.
Для Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского творчество Нилуса имеет особое значение. В эмиграции художника связывали долгие дружеские отношения с уроженцем Воронежа писателем И.А.Буниным, называвшим П.А.Нилуса “поэтом живописи” (И.А.Бунин посвятил художнику одно из своих самых проникновенных стихотворений – “Одиночество”).
В 1995 году значительная часть творческого наследия художника парижского периода – более 70 произведений живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги – по решению падчерицы живописца, В.Л.Голубовской, была вывезена из Франции и в память о дружеских связях П.А.Нилуса и И.А.Бунина передана на родину писателя в Воронежский художественный музей.
П.А.Нилус по отцовской линии родом из шведов, его дед был генералом – участником войны 1812 года. Родился П.А.Нилус в Подольской губернии, с семи лет жил в Одессе, учился у известного художника и педагога К.К.Костанди в одном из престижных художественных учебных заведений России того времени – Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств. В 1889 году П.А.Нилус поступил в Императорскую академию художеств, где в течение года занимался у И.Е.Репина.
Мэтр увидел в молодом художнике вполне сформировавшуюся творческую индивидуальность и посоветовал оставить учебу, уехать домой, “нанять мастерскую и работать”.
Вернувшись в Одессу, П.А.Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества, с 1890 года он регулярно участвовал в выставках Товарищества южнорусских художников – независимого творческого объединения одесских художников.
В то же время живописец не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899-го – членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П.А.Нилус вспоминал: “Был правоверным передвижником целых 13 лет.
Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму”. В первом десятилетии ХХ века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошел от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве П.А.Нилуса – “символико-романтический” или “ретроспективный”: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет. Такие композиции сам П.А.Нилус называл “кринолинами”.
Революцию 1917 года П.А.Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А.И.Деникина художник выступил в их поддержку серией антибольшевистских плакатов. Осознав, что возвращение в Одессу красных будет грозить ему смертным приговором, в декабре 1919 года П.А.Нилус покинул Россию.
Три года живописец провел в разъездах по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и Белграде. В конце 1923-го он перебрался в Париж, где поселился в одном доме с И.А.Буниным.
Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе дружба с писателем. Без духовной, а подчас и материальной поддержки И.А.Бунина, переносить тяготы эмиграции и разочарование от того, “что исчез в Париже тот прелестный мир, который называется искусством”, было бы особенно невыносимо.
До конца 1920-х годов П.А.Нилус сохранял верность “живописи кринолинов”, которая пришлась по душе и французской публике. В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов. Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение “белое Нилуса” стало нарицательным.
Первые персональные выставки П.А.Нилуса в Париже состоялись в 1924 году в престижных галереях Ж.Пти и Ж.Шарпантье. Работы художника привлекли внимание знаменитого коллекционера и книгоиздателя А.Воллара.
Большой успех имела выставка П.А.Нилуса в галерее Zak (1934), ставшая его последней прижизненной персональной выставкой. Несмотря на определенное признание и востребованность, чувство утраты Родины, своих корней не покидало художника вплоть до его кончины в 1943 году в оккупированном Париже.
П.А.Нилус оставил обширное живописное и эпистолярное наследие. Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне. С 1995 года Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского провел семь персональных выставок художника, рассматривая популяризацию творчества П.А.Нилуса как важную задачу.
На выставке в Третьяковской галерее представлено около 50 картин и рисунков парижского периода: пейзажи, “марины”, натюрморты, 2 автопортрета. В серии “Дам в кринолинах” П.А.Нилус предстает перед зрителем как художник полунамеков, поэтизирующий ночные гулянья, сумерки, “когда мир тревожен и загадочен, а человек раскрепощен и прекрасен”.