Музей икон во Франкфурте-на-Майне

Сорок лет назад доктор Й. Шмидт-Фойгт, живший недалеко от Франкфурта, был одним из самых известных кардиологов Европы. Его часто приглашали на консилиумы в разные страны, в том числе в СССР. Как расплачиваться с иностранным специалистом, толком никто не знал, поэтому благодарные пациенты, главным образом члены Политбюро, преподносили ему ценные подарки. Нередко это были старинные иконы.

 

 

Сорок лет назад доктор Й. Шмидт-Фойгт, живший недалеко от Франкфурта, был одним из самых известных кардиологов Европы. Его часто приглашали на консилиумы в разные страны, в том числе в СССР. Как расплачиваться с иностранным специалистом, толком никто не знал, поэтому благодарные пациенты, главным образом члены Политбюро, преподносили ему ценные подарки. Нередко это были старинные иконы.


Прославление Богоматери. Конец XVI века. Северная Русь.

 

Первая икона появилась у доктора в 1958 г. Когда он осматривал с Патриархом Алексием I Троице-Сергиеву Лавру в тогдашнем Загорске, его внимание привлекло необычное изображение: у постели больного стояла Богоматерь и брызгала на его лицо молоком из груди. Заметив интерес гостя, патриарх подарил ему этот образ, называющийся «Целительница». С тех пор Йорген Шмидт-Фойгт стал страстным собирателем православных икон. Тяжело заболев в 1986 г., врач дал перед ними обет: если он выздоровеет, то передаст свое собрание, насчитывавшее тогда около 800 экспонатов, в дар Франкфурту. 28 марта 1990 г. в городе был открыт Музей икон. Расположился он во владениях Тевтонского ордена, который, кстати, существует и поныне: братья и сестры ордена оказывают сегодня помощь старым и больным людям. Барочное здание монастыря, разрушенное в войну, восстанавливал знаменитый архитектор Освальд Матиас Унгерс. Он же спроектировал интерьер двухъярусного музейного помещения. А директором музея со дня основания является Рихард Захарук. Его дед был родом из Черновцов, сам он родился в Польше, историю византийского искусства изучал в Мюнхенском университете. Он свободно говорит по-русски и с увлечением рассказывает об экспонатах, представленных в музее.


Коллекция
Основу составляет собрание доктора Й. Шмидт-Фойгта, охватывающее период с начала XVI и до конца XIX в. Кроме того, в музее постоянно находятся 150 эфиопских икон, распятия и манускрипты из собрания берлинского музея Боде.
Самая древняя икона «Madre della Consolazione» («Богоматерь Утешение», илл. 1 ) датируется 1500 м г. Возможно, она была выполнена в мастерской критского иконописца Николаоса Зафуриса (ум. до 1501). Известна другая написанная им икона с тем же названием, которая, без сомнения, послужила образцом для франкфуртской. При сравнении двух памятников можно заметить схожесть в изображении драпировок, орнамента на одеждах Марии и некоторых других деталей.
Одна из самых красивых икон музея — «
Благовещение» (1640, илл. 2) была написана другим критским художником Эммануилом Цанесом (1610–1690). Еще в молодости он переехал в Венецию, где прожил до самой смерти. Цанес был не только художником и поэтом, но еще и священнослужителем греческой церкви в Венеции. В своих произведениях он мастерски соединял традиционную византийскую иконографию с элементами западной живописи.
Большинство экспонатов составляют иконы, выполненные темперой, но есть и образцы лицевого шитья. Интересна Плащаница начала XVIII в. (илл. 3), которая вышита золотыми и серебряными нитями по атласу и шелку и украшена речным жемчугом. В центре на красном фоне изображен Христос во гробе, светло-голубые края заполняет вышитый золотом текст.
Большую группу экспонатов составляют металлические иконы. На маленькой бронзовой
путной (дорожной) иконке, украшенной желтой, зеленой и голубой эмалью, изображен святой Георгий на коне, убивающий дракона (илл. 4). Из бронзы выполнен и киотный крест «Распятие с предстоящими» (илл. 5). На «полотенцах», спускающихся с концов перекладины, размещены фигуры скорбящих Марии, Марфы (слева), Иоанна и Лонгина (справа). Подобные кресты характерны для старообрядческого медного литья. Такой же образец хранится в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве.
Как врача Шмидт-Фойгта особенно интересовала тема «Иконы и медицина». В одних случаях иконы сами становились средством исцеления больных, в других верующие обращались через них со своими молитвенными просьбами к соответствующим святым. На многих иконах изображены чудеса исцелений, совершенных Христом, святой великомученик и целитель Пантелеимон и другие святые, избавляющие людей от недугов.
Безнадежным больным, по преданию, помогает излечиться икона Божией Матери «Троеручица», связанная с именем преподобного Иоанна Дамаскина (ок. 680 — ок. 780) — византийского богослова, философа и поэта. Будучи первым министром халифа Дамасского, Иоанн был оклеветан и обвинен в государственной измене, за что халиф приказал отрубить ему руку и повесить ее на рынке. После исполнения приговора Иоанн испросил у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Девы Марии, прося Ее исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне Божью Матерь, обещавшую скорое исцеление и повелевшую без лени трудиться этой рукой. Проснувшись, Иоанн увидел, что его рука невредима. В благодарность он приложил к иконе руку, сделанную из серебра, отчего она и получила название «Троеручица». На франкфуртской иконе (Россия, ок. 1750, илл. 6) рука нарисована и покрыта позолотой.
На одной из музейных икон можно увидеть довольно редкий сюжет «
В родах помощница» (Россия, XIX в., илл. 7). Богородица на ней изображена с непокрытой головой и распущенными волосами. Она держит руки перед грудью, а под ними, как бы во чреве, изображена фигурка Христа. Такие иконы ставились в комнатах рожениц и должны были способствовать легкому разрешению от бремени.


Иконы из арабских земель
Стиль так называемых мелькитских икон разработан мастерами из земель, которые относились к трем восточным патриархатам в Антиохии, Иерусалиме и Александрии. Происходившие отсюда иконы отличает богатое декоративное убранство, обилие золота, а их узоры напоминают росписи на исламской керамике. Во Франкфурте хранятся иконы знаменитой семьи аль-Мусавир из сирийского города Алеппо. Юсуф аль-Мусавир был первым художником из этого рода, давшего целый ряд выдающихся иконописцев, создавших собственную школу. Ее стиль наследует греческие традиции и вместе с тем обладает характерными местными чертами. На иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» (илл. 8) справа внизу расположена надпись на греческом языке и подпись Юсуфа аль-Мусавира. Эта икона считается одной из самых важных в творчестве мастера. Акафист (греч. ὕμνος ἀκάθιστος — богослужебный гимн, при пении которого не сидят — церк. слав. неседáлен) состоит из 25 частей — 13 кондаков и 12 икосов. Соответственно и на иконе, разделенной на 25 полей, в среднике изображен пророк Давид, а в остальных частях — иллюстрации к строфам акафиста.
«Успение Богородицы» (илл. 9), датируемое началом XVIII в., приписывают сыну Юсуфа. Монах, впоследствии священник Неемех аль-Мусавир родился и провел всю жизнь в Алеппо, но его иконы, отличавшиеся особой виртуозностью исполнения, славились по всей Сирии. Выполненная в традиционном поздневизантийском стиле икона изображает Богородицу на одре, вокруг которого собрались апостолы, святители, женщины. В центре Христос с четырьмя ангелами. Он уже принял душу Своей Матери, которая изображена по античной традиции в виде спеленатого младенца. В верхней части мы видим Богородицу уже на небесах в окружении ангелов.
Художественные традиции своих предков — египетских христиан первых веков — по сей день продолжают копты. На иконе конца XVIII в. (илл. 10) изображен привязанный ко кресту благоразумный разбойник. За ним видны крепостная стена и очертания Иерусалима. По нижнему и верхнему краям иконы расположены две широкие красные полосы с желтой арабской вязью. Надпись указывает, кто изображен на иконе и когда она была написана. Имя мастера и место происхождения памятника неизвестны, но такие особенности, как упрощенные формы, непропорционально большая голова, цветовая гамма с преобладанием охристых и красных оттенков, указывают на традиционный коптский стиль.


Украинские иконы
Точное происхождение
многих деревянных икон XVIIIXIX вв., созданных в Российской империи, определить невозможно. Но некоторые темы и сюжеты дают основания полагать, что иконы были написаны на территории Украины.
С Киевом связан сюжет иконы «Св. бессребреники Косма и Дамиан и св. Марк Печерский» (ок. 1700, илл. 11). Братья Косма и Дамиан, покровители врачей, стоят перед Марком Гробокопателем, изображенным у входа в пещеру. Тело обнаженного старца прикрывает лишь длинная седая борода.
Хранится в музее и икона Пресвятой Богородицы «Днепрская» (нач. XIX в., илл. 12). Обычно под этим именем бывает представлена «Корсунская» икона в своих старообрядческих списках с конца XVIII в. до настоящего времени.
Популярными на территории Украины, особенно в Харьковской епархии, были списки с Ахтырской иконы Божией Матери. Согласно преданию, икону нашел летом 1739 г. священник Покровской церкви города Ахтырка Василий Денисов, когда косил траву около храма. С 1751 г. она прославилась как чудотворная, была похищена в 1903 г. и снова обнаружена в 1975 м в Сан-Франциско. Для этого типа икон характерно соединение изображения Богоматери со Страстями Господними. Франкфуртская Ахтырская икона (илл. 13) была написана в первой половине XIX в. Скорбящая Мария в ярко-красном одеянии сложила на груди руки в молении, перед ней разложены орудия пыток Иисуса Христа, слева от Нее — распятый на Голгофе Спаситель. По высоте фигура Христа значительно меньше фигуры Богоматери, что не характерно для византийской традиции. Поля иконы украшены серебряным басменным окладом с изображенными справа и слева святыми, над головой Марии — нимб из позолоченного серебра.Музей во Франкфурте — это не только место, где хранятся, реставрируются, исследуются и экспонируются иконы. Здесь представлено и современное искусство, есть картины Марка Шагала и Алексея Явленского. Кроме того, каждый год в музее проходит несколько интересных выставок. В апреле 2010 г. здесь состоятся торжества по случаю 20 летия музея, на которые приглашены известные искусствоведы и коллекционеры. Будет прочитан ряд лекций. Тема одной из них — «Икона и медицина».

Нина Рыбачева

Полную версию статьи см. в ж. “Антиквар”, № 4, 2010 г.