Материал из журнала “Антиквар”, сентябрь, 2011 г.
Первое полугодие 2011 г. графические департаменты двух ведущих аукционных домов закончили на подъеме.
Торги «Гравюры старых мастеров» и «Рисунки и акварели старых мастеров и британских художников» принесли Christie’s соответственно $4,6 млн. (за 80 лотов) и $10 млн. (за 130 лотов). Был установлен рекорд для гравюр Дюрера ($653 тыс за оттиск «Адама и Евы»), а рисунки Микеланджело и Гойи ушли за близкие к рекорду суммы ($5 млн. и $3,65 млн. соответственно). В целом же за первые шесть месяцев текущего года продажи по разделу эстампов у Christie’s выросли на 88%. (Для сравнения: продажи по отделу импрессионизма и модернизма за этот же период упали на 23%.)
Выручка Sotheby’s от аукциона «Рисунки старых мастеров и британских художников» составила $5,64 млн. (за 167 лотов), а торги «Эстампы» принесли компании $9,7 млн. (за 174 лота). При этом Sotheby’s также отметилась несколькими рекордами — $557 тыс. за рисунок Приматиччо, $924 тыс. за монотипию Гогена, $578 тыс. — за гравюру на дереве Дюрера.
Эксперты тотчас же не преминули заявить об укреплении этого сегмента арт-рынка.
В пресс-релизе Christie’s, в частности, было отмечено, что результаты вновь учрежденного специализированного аукциона рисунков старых мастеров и британских художников засвидетельствовали надежность рынка и популярность графики как направления собирательства среди частных коллекционеров, музеев и дилеров.
Hа рынке эстампов 60% лотов продаются по цене ниже $1000 и только 11% — дороже $5000
Впрочем, эти шести- и семизначные цифры ни в коем случае не должны пугать коллекционеров с меньшими финансовыми возможностями. По данным компании Artprice, на рынке эстампов 60% лотов продаются по цене ниже $1000 и только 11% — дороже $5000. Приблизительно такая же статистика и по рынку акварелей и рисунков. Даже на «топовых» графических аукционах до трети лотов могут составлять уникальные или малотиражные вещи стоимостью до $20 тыс.
В случае же с эстампами, отпечатанными большими тиражами (от 150 и выше экземпляров, включая оттиски, сделанные после смерти автора) цены даже на произведения художников первой величины нередко держатся на уровне $1000 – 1500. К примеру, в апреле 2011 на торгах Christie’s “Эстампы старых мастеров, модернистов и современных художников” за офорт «Амбар» Адриана ван Остаде заплатили $800, а за лист Жака Калло «Большая охота» — $1600.
Правда, за оттиски из «Больших страстей» Дюрера на тех же торгах покупателям приходилось отдавать от $2000 до $5000. Кстати, начинающим собирателям стоит знать, что графику из нижнего и среднего ценового сегмента Christie’s продает в своем офисе в Южном Кенсингтоне.
Так, на упомянутом уже аукционе Christie’s (апрель 2011 г.) из 288 реализованных лотов только 6 оказались дороже $20 тыс. Причем, в эту шестерку не попали такие знаковые фигуры, как Пикассо, Леже, Вессельман, Уорхол, Бенкси и др. Зато настоящая борьба развернулась за изящную линогравюру «Дождливый день» австралийско-британской художницы Этель Спауэрс.
Лист за номером 21 из общего тиража в 50 экземпляров ушел за $84 тыс (эстимейт $4600-7500).
Тем не менее на аукционе «Эстампы модернистов и современных художников» (Christie’s, март 2011) тиражная графика Пикассо и Уорхола была в десятке самых дорогих лотов. Цветная линогравюра «Женщина в шляпке» Пикассо (2-й оттиск из 50) была продана за $578 тыс., шелкография «Мэрилин» Уорхола (тираж 250 оттисков) — за $107 тыс. А осенью 2010 офорт «Минотавромахия» Пикассо на Sotheby’s ушел за $1,98 млн. Такую высокую цену эксперты компании мотивировали тем, что почти все известные оттиски «Минотавромахии» находятся в музейных собраниях.
Кроме Уорхола и Пикассо, прочные позиции на рынке модернистской и современной графики занимают Эдвард Мунк, Жорж Брак, Хоан Миро, Марк Шагал, творец оптических ребусов голландец Мауриц Эшер, художники немецкого экспрессионизма и американского поп-арта (Френк Стелла, Роберт Индиана, Рой Лихтенстайн, Роберт Раушенберг). Все они охотно сотрудничали с небольшими издательствами-мастерскими, выпуская отдельные листы или целые портфолио офортов, гравюр, литографий и шелкографий.
Понятно, что в таком случае всю техническую работу, как правило, выполняли рабочие — автор же только контролировал процесс воплощения своего замысла.
Из мастеров, числящихся по разделу импрессионизма, бесспорно следует отметить Джеймса Уистлера, Эдгара Дега (занимавшегося офортом и монотипией и заразившего последним своим увлечением Писсарро и Гогена) и Тулуз-Лотрека.
В прошлом году на аукционе Swann офорт «Ноктюрн» Уистлера продан за $283 тыс., что является рекордом для печатной графики автора. Но на тех же торгах цены на другие листы Уистлера варьировались от $1500 до $30 тыс. Автолитографии Тулуз-Лотрека можно приобрести за несколько тысяч долларов. Но листы с отличным качеством печати и в отличной же сохранности идут по $200-300 тыс.
Один из таких образцов – «Мадемуазель Ша-Ю-Ка-О» – выставлен на сентябрьские торги Christie’s с эстимейтом £180-220 тыс. Многие относят рисунок пастелью скорее к живописи, чем к чистой графике, поэтому мы оставим в стороне работы Дега в этой технике (стоимость их — на том же ценовом уровне, что и живопись маслом) и остановимся на офортах и монотипиях.
Монотипии (оттиск с доски в единственном экземпляре), разумеется, стоят на уровне набросков и акварелей мастера — от нескольких десятков до сотен тысяч долларов
В последние несколько лет на рынке появляются оттиски офортов Дега, сделанные либо с забракованных им досок, либо их промежуточные версии (состояния), однако и такие вещи вызывают интерес у коллекционеров графики. В прошлом году один такой оттиск был продан за $770.
Монотипии (оттиск с доски в единственном экземпляре), разумеется, стоят на уровне набросков и акварелей мастера — от нескольких десятков до сотен тысяч долларов.
В последние годы заметно выросли цены и на графику подруги Дега американки Мари Кассатт. Ее работы, в целом выдержанные в эстетике импрессионизма, отличает особый женский взгляд и эмоциональность, что было редкостью в преимущественно маскулинном арт-мире 2-й половины XIX в. Год назад цветной офорт Кассатт «Женщина за туалетом» на Christie’s ушел за $218 тыс.
Кроме того, на аукционах графики импрессионистов, естественно, представлены рисунки, наброски, акварели практически всех заметных представителей этого направления.
Стоимость их колеблется в зависимости от имени автора и степени законченности (или скорее выраженности художественного замысла). Карандашный набросок фигуры Дега, в котором угадывается одна из его несостоявшихся купальщиц, может стоить, к примеру, $150-300 тыс., а акварель Синьяка или Будена, где бегло, для себя, зафиксированы натурные впечатления, $15-20 тыс.
На рынке гравюр старых мастеров (XVI-XVIII вв.) уверенно доминируют Дюрер и Рембрандт. Так, на уже упоминавшихся июльских торгах Christie’s из 80 проданных лотов 30 составили офорты Рембрандта и 35 — гравюры на металле и дереве Дюрера.
Цены, как мы уже отмечали выше, самые разные. Из других имен, представленных в этом сегменте, можно назвать Луку Лейденского, Лукаса Кранаха, Жака Калло, Адриана ван Остаде, Дж.-Б. Пиранези, Гойю, Каналетто.
В сегменте рисунков старых мастеров (XVI – 1-я половина XIХ вв.) столь явных лидеров, конечно же, быть не может. Здесь в равной степени представлены и рисунки безвестных итальянских и нидерландских мастеров XVI-XVII вв., и работы гениев.
Чтобы не быть голословными, просто взглянем на перечень лотов июльского аукциона рисунков и акварелей Christie’s. В верхнем ценовом сегменте, кроме уже названного Гойи, портрет неизвестного нидерландского мастера (серебряный карандаш, нач. XVI в., $770 тыс.), портрет Лиотара (пастель, $540 тыс.), пейзаж Констебла (кисть, $309 тыс.), штудия фигуры молодой девушки Ватто (карандаш, $174 тыс.), а также рисунки Мурильо, Фрагонара и Делакруа ($136 тыс – $155 тыс.). В нижнем ценовом сегменте ($4 тыс. – 12 тыс.) — несколько работ малоизвестных голландцев, немцев и итальянцев XVI-XVII вв., жанровая сценка Давида Тенирса Младшего, пейзажный набросок Яна ван Гойена, рисунок Теодора Жерико и акварель Делакруа.
Десяток театральных эскизов Бенуа были проданы за суммы от $2 тыс. до $26 тыс.
Русская и советская графика на торгах ведущих мировых аукционов, как правило, представлена несколькими десятками лотов.
Однако экспертам зачастую удается втиснуть в эти узкие рамки несколько эпох в развитии русского рисунка: академистов и передвижников, мирискусников и авангардистов, художников эмиграции и советского андеграунда. К примеру, на последних русских торгах Bonham’s можно было видеть акварели Марьи Маревны, Николая Каразина и Василия Переплетчикова, рисунки Эрнста Неизвестного, Павла Челищева и Роберта Фалька, театральные эскизы, хоть и далеко не лучшие, Льва Бакста и Александра Бенуа.
Хотя цены в среднем были на уровне £2000 – £4000, процент реализации был невысок. Стабильным спросом у коллекционеров пользуется архитектурная графика известного искусствоведа Георгия Лукомского, писавшего в свое время и об украинской архитектуре. Вот и на Bonham’s два его архитектурных рисунка ушли по £3600 каждый.
Немного поживее было на летних русских торгах Christie’s, правда и работы здесь были повыше уровнем. Тщательно сделанный, но несколько приторный рисунок Виктора Васнецова к «Песне про купца Калашникова» был продан за $65 тыс. Блокнот со 120 карандашными набросками Ильи Репина улетел за $415 тыс. Десяток театральных эскизов Бенуа были проданы за суммы от $2 тыс. до $26 тыс.
Кажется, успешно возвращаются на западный рынок работы классика грузинской живописи Ладо Гудиашвили. За его гуашь, иллюстрирующую один из эпизодов «Витязя в тигровой шкуре», заплатили $35 тыс.
В июне 2010 г. аукционный дом MacDougall’s впервые провел специализированные торги русской и советской графикой. Здесь, наряду с «проверенными» именами рубежа XIX-XX вв., широко были представлены и классики советского периода.
Настоящий фурор вызвали эскизы плакатов, выполненных Александром Самохваловым ($115 тыс.), Алексеем Пахомовым ($162 тыс. за 4 листа) и Николаем Тырсой ($35 тыс.). Также были проданы работы таких признанных мастеров станковой и книжной графики, как Владимир Лебедев ($81 тыс.), Константин Рудаков ($5 тыс), Николай Купреянов ($10,4 тыс), Георгий Верейский ($2,6 тыс.), Татьяна Маврина ($14,2 тыс), Николай Кузьмин ($6 тыс.), Владимир Бехтеев ($7,4 тыс.), Владимир Милашевский ($35,6 тыс.). На следующих торгах эксперты
MacDougall’s продолжили вводить в оборот новые для западного рынка имена. В частности, иллюстрация Геннадия Калиновского к «Мастеру и Маргарите» Булгакова ушла за $46 тыс., акварель Валентина Курдова из серии иллюстраций к «Рикки-Тикки-Тави» Киплинга — за $22 тыс., акварель Артура Фонвизина — $5,5 тыс. В то же время на международном рынке практически не представлена (и, очевидно, невостребована) русская и советская тиражная графика, в частности, такие самобытные явления, как ксилография 1920-х или линогравюра 1960-х.
Изредка всплывает на международном рынке и графика украинских художников. За последние годы на Sotheby’s были проданы несколько рисунков в смешанной технике (театральные эскизы) Анатоля Петрицкого (от £10 тыс. до £56 тыс.) и рисунок углем Александра Богомазова (£3,824). С аукциона Bonham’s в 2008 ушел прелестный портрет девочки работы раннего Михайла Жука (£7200), на краковском аукционе DESA как-то фигурировала линогравюра Леопольда Левицкого (эстимейт $300), а на небольших американских и канадских аукционах часто можно увидеть ксилографии Якова (Жака) Гниздовского ($200 – $1000).
Если желать большего, то это уже будет зависеть от украинских аукционных домов, дилеров и коллекционеров.