Поцелуй волны. Х,. м. 300 × 500 см. Собрание И. Понамарчука

Лепта художника: о вкладе Вильгельма Котарбинского в культурную жизнь Киева

Материал из журнала “Антиквар” #86: “Реставрация: возрождение сокровищ”

В 1888 году в Киев приехал Вильгельм Котарбинский — человек, кардинально изменивший художественную жизнь нашего города. Изначально он был приглашён для участия в оформлении Владимирского собора, однако талант и энергия живописца нашли применение и в других сферах…

Смерть Мессалины. Х., м. 300 × 500 см. Собрание И. Понамарчука

Смерть Мессалины. Х., м. 300 × 500 см. Собрание И. Понамарчука

До самой своей смерти в 1921 г. В. А. Котарбинский жил и работал в Киеве. В этот период он проявил себя не только как выдающийся художник-монументалист, декоратор и создатель станковых полотен, но и как личность, обладающая завидными организаторскими способностями. В конце 1880‑х гг. вернисажи в Киеве были большой редкостью — лишь раз в год их устраивало Товарищество передвижных художественных выставок, радовавшее горожан произведениями петербургских и московских мастеров.

Первая выставка киевских художников, но с участием передвижников, была открыта лишь в 1887 г. К сожалению, она не имела особого успеха. Пресса той поры писала: «Публике интересно было бы видеть развитие искусства у себя дома, а постановка работ Верещагина, Крамского, Сведомского и Шишкина безусловно мешает, убивая почти всё местное».

В. Котарбинский (первый слева) в компании М. Антокольского, П. Сведомского, И. Селезнёва, Н. Пимоненко, В. Поленова. ЦГАМЛИ Украины (Ф. 1125. Оп. 2. Д. 329. С. 3)

В. Котарбинский (первый слева) в компании М. Антокольского, П. Сведомского,
И. Селезнёва, Н. Пимоненко, В. Поленова. ЦГАМЛИ Украины (Ф. 1125. Оп. 2. Д. 329. С. 3)

С 1890‑х гг. Вильгельм Котарбинский был постоянным экспонентом выставок в Биржевом зале. В декабре 1891‑го он представил там своё огромное (300 × 500 см) полотно «Оргия». Картина была восторженно встречена киевлянами, критики утверждали, что «творение господина Котарбинского может служить украшением любой выставки». В 1898 г. «Оргия» была отправлена на «Весеннюю выставку» в Санкт-Петербург, где её сразу же приобрели для музея Александра III (ныне Государственный Русский музей). Картина хранится там и в наши дни, а уменьшенная авторская копия (69 × 109 см) находится в экспозиции Донецкого областного художественного музея.

Несмотря на постоянное проживание в Киеве и участие в здешних выставках, критики не спешили причислять Котарбинского к сообществу киевских художников. Ситуация существенно изменилась в 1893 г.

Восход луны. Репродукция картины В. Котарбинского на открытке киевского издательства «Рассвет». Коллекция Д. Добриян

Восход луны. Репродукция картины В. Котарбинского на открытке киевского издательства «Рассвет». Коллекция Д. Добриян

Главная проблема местных мастеров состояла в том, что до начала 1890‑х гг. в городе не существовало творческой организации, которая бы официально занималась устройством выставок. Время от времени за это брались отдельные художники, но никакой последовательности и планомерности в их действиях не было. Поэтому так важно было иметь в Киеве группу лиц, которая бы несла ответственность за развитие выставочной сферы как одной из важных составляющих культурной жизни Киева.

12 мая 1893 г. Вильгельм Котарбинский обратился вместе со своим приятелем, живописцем Владиславом Галимским к киевскому генерал-губернатору с просьбой официально утвердить объединение киевских художников — Киевское товарищество художественных выставок (далее — Товарищество). В сентябре того же года городские власти поддержали инициативу художников, а в ноябре был напечатан устав Товарищества, давший юридические основания считать его официальной организацией.

Цветы. Б., акв. Подарок Вильгельма Котарбинского Елене Праховой. Собрание И. Понамарчука

Цветы. Б., акв. Подарок Вильгельма Котарбинского Елене Праховой.
Собрание И. Понамарчука

Объединение ставило перед собой весьма серьёзную задачу — сделать выставки произведений киевских мастеров регулярными, что означало переход на иной, более высокий уровень развития художественной жизни. Котарбинский был организатором и участником шести масштабных выставок, которые с успехом проводились в Киеве с 1894 до 1897 г.

Первая и самая яркая выставка Товарищества открылась 26 января 1894 г. в актовом зале Университета св. Владимира. Её участниками были Владислав Галимский, Владимир Менк, Николай Мурашко, Николай Пимоненко, Сергей Светославский и, конечно же, Вильгельм Котарбинский. С именем последнего связан некий курьёз, произошедший в рамках подготовки мероприятия в декабре 1893 г. Дело в том, что Киев конца XIX в. не слыл культурной столицей Российской империи и не обладал в избытке экспозиционными площадями. По сути единственным пригодным для выставок местом был зал Университета св. Владимира. В течение ряда лет там демонстрировали свои произведения художники-передвижники, но с образованием Киевского товарищества на него стали претендовать и наши мастера.

Ангел. Х., м. 200 × 50 см. Собрание И. Понамарчука

Ангел. Х., м. 200 × 50 см.
Собрание И. Понамарчука

Задолго до петербуржцев киевляне начали хлопотать о предоставлении им университетского зала, аргументируя это тем, что в экспозицию должно войти огромное полотно Котарбинского, которое можно было разместить лишь в зале Университета. Однако в момент открытия выставки картины Вильгельма Котарбинского там не оказалось — она появилась на выставке лишь через семь дней. Этот факт дал повод художнику и организатору передвижных выставок Егору Хруслову предположить, что Котарбинский написал полотно всего за неделю, о чём свидетельствовало и «опоздание» картины, и резкий запах краски в экспозиционном зале. Как бы там ни было, критики назвали скандальную работу Котарбинского «Смерть Мессалины» (300 × 500 см) «гвоздём» выставки, а о самом художнике заговорили как о «первоклассном колористе». На выставке 1894 г., проходившей во Львове, за «Смерть Мессалины» художник был награждён большой золотой медалью.

В 1895 г. Вильгельм Александрович представил публике сразу 60 своих работ — в основном рисунки и сепии, сделанные для Елены Праховой, дочери Адриана Викторовича Прахова.

Поцелуй волны. Х,. м. 300 × 500 см. Собрание И. Понамарчука

Поцелуй волны. Х,. м. 300 × 500 см.
Собрание И. Понамарчука

Организованная Товариществом выставка 1896 г. значительно отличалась от предыдущих. Кроме полотен киевских художников на ней были показаны работы Василия Верещагина, Яна Матейко, Ильи Репина, Ивана Шишкина и других. Котарбинский выставил шесть своих картин, из которых наибольшей популярностью пользовалась «Лепта вдовы». В 1897 г. жена Павла Третьякова приобрела эскиз-вариант этой картины, и сегодня он хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1897 г. местные живописцы открыли свою последнюю выставку в составе Киевского товарищества художественных выставок, после чего все они вошли в Киевское общество древностей и искусств, главная цель которого заключалась в коллекционировании предметов искусства и археологии, а также создании Городского музея. И хотя деятельность Вильгельма Котарбинского в рамках Киевского товарищества художественных выставок на этом завершилась, он не прекратил работу по организации выставок. Как участник Киевского общества древностей и искусств Вильгельм Александрович занимался также созданием первого общедоступного городского музея.

Статья Г. Бурданова, опубликованная в киевском журнале «В мире искусств» (№ 2, 1907 г.)

Статья Г. Бурданова, опубликованная в киевском журнале «В мире искусств» (№ 2, 1907 г.)

Официальное открытие и освящение учреждения, получившего название Киевский художест­венно-промышленный и научный музей имени государя императора Николая Александровича (ныне Национальный художественный музей Украины), состоялось 30 декабря 1904 р. А спустя ещё три года в его залах были выставлены 22 полотна Вильгельма Котарбинского. Впервые художник продемонстрировал киевлянам своё искусство в таком объёме, и именно это позволило говорить об экспозиции 1907 г. как о первой персональной выставке художника, хотя на самом деле она таковой не была.

Картины Котарбинского увидели тысячи людей, а после закрытия выставки киевский критик писал об их авторе: «Он обладает огромным талантом, владеет исключительным вкусом, его картины не просто красивы, они великолепны».

О жизни Вильгельма Котарбинского после 1907 г. известно немного. В 1913 и 1914 гг. он был экспонентом ещё нескольких выставок, во времена Первой мировой войны показал картину «Лепта вдовицы» на выставке из частных собраний, организованной киевским Отделом попечительства о глухонемых, в 1915 г. представил киевлянам полотно «Дух безд­ны» и с тех пор участия в художественной жизни не принимал.

Однако и то, что успел сделать для города Вильгельм Котарбинский, заслуживает внимательного изучения и благодарности.

Вильгельм Котарбинский в своей мастерской в процессе создания картины «Лепта вдовицы». Фото 1914 г. Отдел изобразительных искусств Национальной библиотеки Украины имени В. Вернадского

Вильгельм Котарбинский в своей мастерской в процессе создания картины «Лепта вдовицы». Фото 1914 г.
Отдел изобразительных искусств Национальной библиотеки Украины имени В. Вернадского