12 декабря в галерее «Ателье Карась» открылась выставка Никиты Кадана «Фигуры на белом». |
«Фигуры на белом» – вариация на тему одной короткой сцены из фильма Александра Довженко «Щорс»: красноармейцы, наступая на пока невидимого врага, пересекают огромное заснеженное поле.
Белое поле становится образом переходного периода без прогноза об окончании. Образом перехода, как способа жизни, вошедшей в привычку неуверенности, нормализованной нестабильности.
Люди на белом поле уже забыли, в каком направлении должны были его пересечь. На него они вошли в качестве определенного «мы» – и потеряли это «мы» по дороге. Теперь их бой – это бой в первую очередь между новыми значениями этого «мы», от которых зависит направление дальнейшего движения. Борьба государств, наций, региональных идентичностей, социальная борьба, классовая борьба – или борьба за личное телесное выживание. Однако, вместо продолжения движения можно начать устраиваться на белом поле надолго.
Среди «фигур на белом» – отряды милиции, неспешные прохожие в выходной день на площади под памятником, русские и украинские националисты 9 мая во Львове, пенсионеры, торгующие на улице, сфотографированная толпа на площади Свободы в Харькове во время литургии при участии патриарха Кирилла, вдвое увеличенной журналистом с помощью фотошопа.
В белом пространстве неопределенности националисты бесконечно будут избивать друг друга, старики будут стоять над нераспроданными продуктами, милиционеры живой изгородью будут делить пустое пространство, люди перед сценой будут ждать героя.
.