«Антиквар» и Музей Шереметьевых приглашают меценатов поддержать масштабный издательский проект
В этом году исполняется 120 лет со дня освящения киевского Владимирского собора, названного современниками первым вдохновенным произведением отечественного религиозного искусства. Через два года после завершения работ по его оформлению знаменитый киевский издатель Стефан Кульженко выпускает великолепный альбом, посвящённый этому «единственному по искренности религиозного чувства, по богатству замысла и художественного исполнения храму-памятнику святому просветителю русской земли». Спустя несколько лет альбом переиздаётся, а со временем становится библиографической редкостью и мечтой коллекционеров. Собственно на этом «большая печатная история» Владимирского собора и заканчивается. Всё, что выпускалось позже, было гораздо скромнее по своему полиграфическому исполнению, а главное, не содержало никакой новой информации, которая могла бы дополнить, прояснить или опровергнуть то, что уже было опубликовано в конце ХІХ — начале ХХ в. Таким образом, потребность в фундаментальном исследовании, опирающемся не только на известные, но и ставшие лишь недавно доступными источники, максимально полно освещающем все этапы строительства и оформления храма, рассказывающем о «званых, призванных, несостоявшихся и забытых» участниках «соборного дела», о соборном священстве, хоре, дарителях и многом другом, давно назрела. На роль такого исследования, бесспорно, может претендовать книга «Киевский Владимирский собор: история в лицах и ликах», написанная Василием Ульяновским — доктором исторических наук, профессором Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, почётным членом Киевской духовной академии, членом учёных советов Института украинской археографии и источниковедения НАН Украины и Национального заповедника «София Киевская», лауреатом премии НАН Украины им. М. С. Грушевского, премии им. А. С. Синявского и премии Альбертского университета (Канада), кавалером орденов преподобного Нестора Летописца и святителя Петра Могилы, автором 700 изданных научных трудов, в том числе монографий и публикаций работ дореволюционных учёных по рукописям.

Несколько лет посвятил В. Ульяновский работе в архивах крупнейших киевских, московских и петербургских музеев, изучению документов строительного соборного комитета и Владимирского собора, архивов художников, архитекторов, учёных, а также фирм, принимавших участие в возведении и украшении собора. В результате перед нами предстаёт совершенно новая, подчас неожиданная история. Ряд утверждений, касавшихся смысла росписей, технологии исполнения и видения живописцами своих работ, но основанных лишь на визуальных наблюдениях искусствоведов, пришлось опровергнуть, опираясь на объяснения самих художников, которые содержатся в их письмах. В частности, выяснилось, что Виктор Васнецов применил фактически научный подход к подготовке эскизов и росписей: например, образ крестителя Руси в царственном облачении и византийской короне создан им после изучения монет, чеканенных при самом князе Владимире. Подобным образом он строил свою работу и над другими росписями — читая специальную литературу, собирая изображения одежд, антуража, ликов святых, консультируясь с историками искусства и учёными-богословами.
В Третьяковской галерее автор изучил все 400 превосходно исполненных эскизов В. Васнецова, поразивших его богатством и яркостью колорита. В сравнении с ними цветовая гамма росписей выглядит более приглушённой, кое‑что в ней явно изменено и упрощено. И это далеко не единственное открытие, сделанное В. Ульяновским.

Столь же интересны основанные на изучении архивных материалов описания всех замечательных памятников ювелирного искусства, наполнявших собор. Мало кто знает, что раньше главный престол был «облачён» в серебряную индитию с рельефными изображениями и эмалевой инкрустацией. Разработал её профессор А. В. Прахов, деньги (10 тысяч рублей серебром) дал Н. А. Терещенко, а изготовила московская ювелирная фирма Сапожникова. Там же была сделана хоругвь из литого золота с посеребрённым древком и эмалевыми украшениями. По проекту А. В. Прахова был также выполнен удивительной красоты киворий (в виде шатра над престолом) с мозаиками, инкрустацией драгоценными металлами и камнями. Это произведение ювелирного искусства сохранилось, но ныне его почти никто не видит, поскольку находится киворий в закрытой крестильне.
Важной особенностью книги является то, что «летопись собора» представлена на её страницах сквозь призму человеческих историй. Творцы храма показаны в различных жизненных ситуациях, анализируются их взаимоотношения, взгляды на искусство. В этом смысле особенно интересны варианты художественных решений, где заметны корректировки, сделанные с учётом пожеланий тех или иных ответственных за украшение собора лиц, а также рассказы о неосуществлённых росписях. Одна из них — композиция Васнецова на сюжет Апокалипсиса, которую митрополит Киевский и Галицкий Платон (Городецкий) отверг из‑за сложности восприятия верующими. Судить о ней мы можем лишь по великолепным эскизам (акварелью и маслом), хранящимся в Третьяковской галерее и Доме-музее Васнецова в Москве. Многое пришлось изменить в своих замыслах и Нестерову… История с эскизами Врубеля, казалось бы, всем известна, однако находки в архивах позволили развить и уточнить её.

Фото 1893 г.
Фундаментальный характер исследования заключается не только в объёме и качестве изложенной информации, но и в запланированной полной публикации всех росписей, архитектурных деталей и сохранившихся предметов прикладного
искусства.
Мы надеемся, что общими силами сумеем завершить эту грандиозную работу и выпустить книгу, достойную Владимирского собора — художественной жемчужины Киева и одного из самых замечательных европейских храмов конца ХІХ в.
