“У нас услуга арт-банкинга только на стадии зарождения, да и вся банковская система страны достаточно молода, как и её арт-рынок,” – Алексей Александров, помощник председателя правления, начальник департамента персональных банковских услуг УкрСиббанка BNP Paribas Group. |
Алексей Александров, помощник председателя правления, начальник департамента персональных банковских услуг УкрСиббанка BNP Paribas Group
Желание состоятельных людей, в том числе и наших клиентов, диверсифицировать свой капитал, заставляет их искать ниши для нового инвестирования. В последние годы в этом качестве всё чаще выступает изобразительное искусство. Иногда клиенты способны сами разобраться в том, куда стоит вкладывать деньги, но, как правило, им нужен совет: какому художнику отдать предпочтение и почему, по каким ценам продаются его работы на мировых аукционах, нужно ли проводить экспертизу или реставрацию работы и кто может её сделать, как обеспечить сохранность своего приобретения и т. д. Всё это и есть арт-банкинг, то есть финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство.
В Украине деньги вкладывают главным образом в отечественную и русскую классику, работы мастеров рубежа XIX–XX вв., картины современных, но уже получивших признание, художников. Некоторые приобретают работы ещё не оценённых по достоинству авторов, однако это сопряжено с бóльшим риском. Следуя всем этим веяниям, мы с коллегами стали читать специальную литературу. Среди прочих книг была и «Как продать за 12 миллионов чучело акулы» Томпсона. Честно говоря, мы были поражены, с каким блеском, порой из ничего, делаются колоссальные деньги. Правда, насколько такое возможно в Украине, не знаю.
У нас услуга арт-банкинга только на стадии зарождения, да и вся банковская система страны достаточно молода, как и её арт-рынок. Поэтому по сравнению с Западом, где уже давно существуют паевые инвестиционные фонды, задача которых — инвестирование в предметы искусства и проведение операций по их купле-продаже, где столетиями работают аукционные дома и вся информация о продажах доступна, где не существует особых сложностей с ввозом и вывозом предметов искусства, нам приходится очень трудно. Во-первых, в большинстве случаев невозможно проследить провенанс вещи. Крайне редко известна история трёх-четырёх продаж, и поэтому понять, насколько хорош данный предмет как инвестиционное вложение, довольно сложно. Во-вторых, абсолютно непрозрачно то, что на фондовом рынке называется листингом1. Отсутствует некий официальный показатель, доходность по которому служит ориентиром для сравнения результативности инвестиций. Совокупность этих факторов обусловливает, в свою очередь, сложности со страхованием: соответствующие компании не могут предложить, например, покрытие риска от подделок, потому что не могут его рассчитать.
Много проблем возникает и в том случае, когда избранный для инвестирования объект находится на западном рынке: сначала нужно решить непростой вопрос о выводе денег, а затем о ввозе и возможности (при необходимости) последующего вывоза произведения искусства. В отличие от России, где эти проблемы уже решены, наше законодательство очень ограничивает клиентов.
И последнее. Хотя официально везде говорится, что мы как банк можем выдавать кредиты на покупку произведений искусства, на самом деле механизм подобного кредитования отсутствует. Хотя, повторюсь, клиенты, интересующиеся арт-банкингом, уже есть, и благодаря им мы начали работать как с партнёрами с рядом галерей и антикваров. Направление это признаётся очень перспективным, но только после законодательного урегулирования всех вопросов оно заработает в полную силу.