Николай Глущенко как-то назвал Евгения Волобуева «Шарденом нашего времени», отметив его дар выявлять очарование обыденных неприметных вещей. |
Натюрморт. 1971. Х.,м. Луганский художественный музей.
03.02.2012
В Национальном художественном музее Украины открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения замечательного украинского художника Евгения Волобуева (1912 -2002).
В экспозиции были представлены живописные полотна разных лет из собраний НХМУ и семьи мастера, а также малоизвестные рисунки, эскизы, наброски – всё то, что художники обычно неохотно выносят на суд зрителей.
Николай Глущенко как-то назвал Волобуева «Шарденом нашего времени», отметив его дар выявлять очарование обыденных неприметных вещей. Действительно, хотя в творчестве художника и были большие тематические картины, запомнился он прежде всего как автор поэтических городских сценок, лирических пейзажей и натюрмортов, тонкий колорист. Впрочем, даже историко-революционные полотна Волобуева были лишены обычного героического пафоса. На одном из них («Начало революции», 1969) вождь мирового пролетариата был изображен не на традиционном броневике или трибуне в окружении ликующих матросов и рабочих, а на заднем сиденье авто, с портфельчиком на коленях, словно спешащий на службу инженер или присяжный поверенный; по тротуару мирно удалялась дама в розовом платье, а на дальнем плане, сидя на козлах, полудремал извозчик.
Начало революции. 1969. Х.,м.
При этом, наверное, следует отметить, что Волобуев-лирик родился во многом вопреки обстоятельствам. Академическое образование он получил в 1930-е гг., когда выковывались каноны социалистического реализма, учился в мастерской Федора Кричевского (лиризм отдельных его вещей имеет совершенно иную природу), затем была война, плен, разруха, голод.
Тем не менее уже в работах конца 1940-х гг. сквозь сероватый академический колорит пробивается искренняя поэтическая интонация, расходящаяся с фальшивым оптимизмом официозного искусства. А в 1960-е гг., когда манера художника обретает импрессионистическую свободу цвета и мазка, его пейзажи и натюрморты становятся более сложными и нюансированными в передаче настроений и эмоций.
На балконе.1980-е гг. к., м.
Двое. 1962. Х.,м.
Об этих холстах мастера очень точно сказал украинский поэт Леонид Первомайский: «Лирике Евгения Волобуева, помимо всех остальных качеств, присущи черты глубокой интимности. Даже когда он переходит от небольшого этюда к широкому полотну — эти черты не исчезают, — наоборот, именно они и придают его образам ту теплоту и человечность, которые нельзя приобрести где-то на стороне, когда они не живут в творческом сознании человека — в его душе и сердце».
Святослав Яринич, “Антиквар”
Фото Корнерс, МЛН-галерея