Рынок contemporary art держится на «мертвом авангарде»

Лондонская неделя аукционов послевоенного и современного искусства принесла трем лидерам этого рынка около £260 млн. Львиную долю доходов аукционным домам обеспечили художники, состоявшиеся 50-60 лет назад

05.07.2012
Святослав Яринич, “Антиквар”

И.Кляйн. Le Rose du bleu (RE 22). – $36,779 млн.

Лондонская неделя аукционов послевоенного и современного искусства принесла трем лидерам этого рынка около £260 млн. Половину этой суммы обеспечили вечерние торги Christie’s 27 июня 2012 г. – £132,8 млн. за 60 лотов. В целом же выручка Christie’s составила £148,3 млн., Sotheby’s – £83 млн., Phillips de Pury – £27,5 млн., а показатель реализации лотов – от 64% (на дневных торгах Phillips) до 87% (на вечерних торгах Christie’s и Sotheby’s).

Комментируя итоги аукционов, представители всех трех компаний выразили удовлетворение достигнутыми результатами и активностью биддеров, однако воздержались от оценки состояния рынка и построения многообещающих прогнозов. Френсис Аутред (Christie’s) отметил, что на объем продаж на вечернем аукционе оказался рекордным для этой категории искусства в Европе. Шейен Вестфаль (Sotheby’s) указала на то, что полугодовая выручка дома по разделу современного искусства выросла до «ошеломляющих» $638 млн. (25% прироста по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.). Зафиксированы рекордные продажи для произведений Ива Кляйна ($36,779 млн., Christie’s), Ж.-М. Баскии ($20,170 млн., Christie’s), Гленна Брауна ($8 млн., Sotheby’s), Беатрис Милазес ($1,463 млн., Christie’s), Марселя Брудтаэрса ($676,3 тыс.).

Многие игроки рынка современного искусства обычно преподносят подобные результаты как очередное подтверждение его мощи, однако даже беглого взгляда на список топ-лотов достаточно, чтобы понять: львиную долю доходов аукционным домам обеспечивают художники, состоявшиеся 50-60 лет назад, т. е. то, что критики называют «мертвым авангардом». В десятке самых дорогих работ вечерних торгов Christie’s только один из ныне здравствующих мастеров – восьмидесятилетний (!) Герхард Рихтер. В целом же из 60 лотов, реализованных тем вечером, на художников, родившихся в 1960 -1970-х гг., пришлось только 12 (20%).

В.Реунов. Movie, 2011-12. – £10,625 тыс.

О реальном же, далеко не блестящем состоянии рынка contemporary art свидетельствуют более скромные результаты дневных торгов. Здесь и процент реализации намного ниже, и общая выручка значительно меньше, чем на последних докризисных аукционах. Впрочем, в среднем ценовом сегменте даже проверенные пятидесятники шли не слишком хорошо. Например, на торгах Phillips de Pury скульптура и живопись Ива Кляйна с эстимейтами от £80 тыс. до £120 тыс. остались непроданными. Не нашли покупателей и две concetto spaziale Лючио Фонтаны (дневной аукцион Sotheby’s). Столь же неоднозначны и результаты продаж в нижнем ценовом сегменте. На торгах Phillips de Pury невостребованными оказались фотографии Араки Сугимото, Штрута и Рихтера, литографии Бэкона и офорты Фройда (эстимейты от £3 тыс. до £10 тыс.) – возможно, коллекционеры посчитали их слишком дорогими или предпочли приобрести за эти же деньги уникальные живописные работы, пусть пока и не очень «раскрученных» авторов. Так, холсты украинцев Винни Реунова и Игоря Гусева были проданы за £10,6 тыс. и £12,5 тыс. соответственно.

И.Гусев. Club 27 “Amy”, 2010. – £12,5 тыс.

Впрочем, невысокую активность в нижнем и среднем ценовом сегменте многие аналитики объясняют возрастающей конкуренцией со стороны арт-ярмарок. В частности, лондонский эксперт Венди Голдсмит в интервью агентству Bloomberg заявил: «Ещё одна причина – это апатия. Только что прошли ярмарки в Нью-Йорке, Гонконге, Базеле. Раньше перед этими аукционами никогда не было такого количества мероприятий». В среде дилеров и аукционистов даже изобрели остроумный новый термин, описывающий это состояние – «fairtigue».


Фото с сайтов Christie’s и Phillips de Pury