Аукционы эпохи санкций

Русские торги в Лондоне. Дейнека за $3 млн., Ермилов, Боровиковский и большая коллекция фарфора… Куда пойдут деньги “наказанных” русских олигархов?

31.05.2014

С.Шишко. Парковый мост.1964. Х.,м.

На аукцион русского искусства Sotheby’s выставлен знаменитый автопортрет Василия Ермилова, долгое время считавшийся утерянным. Речь идет о раскрашенном рельефе из дерева и металла, созданном художником в нач. 1920-х годов.

Оказывается, в 1973 году с торгов Sotheby’s «Автопортрет» приобрели владельцы кельнской Галереи Баргера. В 1979 он экспонировался на выставке «Плоскостное измерение. Европа. 1912-1932» в Музее Гугенхейма в Нью-Йорке, после чего перекочевал в частную коллекцию.

«Автопортрет», правда в черно-белом изображении, воспроизведен в нескольких исследованиях творчества В. Ермилова, включая российско-украинский каталог, изданный в 2011 году при поддержке известного коллекционера украинского авангарда Константина Григоришина.

Работы Ермилова давно не появлялись на Sotheby’s, и, возможно, поэтому эксперты оценили «Автопортрет» довольно скромно – $50 тыс. – $80 тыс. Для сравнения, произведения другого классика украинского авангарда — Александра Богомазова нередко получают эстимейты в 3-4 раза выше.

В. Ермилов. Автопортрет.

В нынешней коллекции Sotheby’s авангард представлен и другими не менее значительными вещами. Возьмем, к примеру, этюд головы крестьянина Малевича (эст. $1 млн. – 1,3 млн.) или пуристский натюрморт А.Экстер ($800 тыс. – $1,1 млн.). Последний, кстати, сертифицирован официальным распорядителем наследия художницы, а не г-ном Г. Коваленко, многие атрибуции которого подвергаются сомнению. .

Коль уж мы коснулись вопроса атрибуций, то стоит обратить внимание на раннюю, «ослинохвостую» работу К. Зданевича ($800 тыс. – $1,1 млн.). В 1970-е гг. авторство её приписывалось М.Ларионову.

Наверное, впервые в истории русских аукционов в Лондоне самый высокий эстимейт получила картина классика советской живописи А. Дейнеки «Юный конструктор». Её оценили в просто невероятные $3,3 – $5 млн. Кстати, на торги работу выставила Конфедерация союзов художников СНГ, правопреемник СХ СССР. Представим себе на минутку, что украинский Минкульт разрешил вывезти из страны и продать пейзажи Н. Глущенко или С. Шишко из фондов Дирекции выставок НСХУ!    

А.Экстер. Натюрморт.1925. Х.,м.

Кстати, на дневных торгах Sotheby’s будет представлен и киевский пейзаж Шишко – «Парковый мост» (1964). Оценен этот метровый холст в скромные $13,5 – $20 тыс. На киевских торгах подобные работы уходят в несколько раз дороже.

Отметим также, что специалистам Sotheby’s удалось заполучить уникальную коллекцию русского и советского фарфора (более 200 единиц). Стартовые цены на эти вещи – от нскольких сотен до десятков тысяч долларов.   

Каталог русского аукциона Christie’s выглядит куда более скромно и не столь сенсационно. Из собранных в нем 300 произведений изобразительного и прикладного искусства стоит выделить разве что ранний кубистический пейзаж А. Лентулова (эст. $2,5 млн. – $4,2 млн.) да пять портретов В. Боровиковского, работы которого на рынке крайне редки (эстимейты от $50 тыс. до $120 тыс.). Все работы Боровиковского происходят из коллекции американского предпринимателя русского происхождения князя Ивана Оболенского, которую в 1920-х гг. начинал собирать ещё его отец. 

Святослав Яринич, специально для “Антиквара”