История в музейном пространстве
Май 2013г.
закінчився наклад
«Какая это странная живопись — натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Это замечание, которое традиционно предваряет большинство исследований, посвящённых истории и особенностям натюрморта, принадлежит французскому математику, физику и философу Блезу Паскалю. И действительно, мир предметов, уже однажды созданных человеком либо осознанно отобранных — избранных и изъятых у природы — в натюрморте предстаёт перед нами, прежде всего, как мир художника, мир искусства. Облагороженный небытовой логикой, воодушевлённый культурной традицией, подсвеченный энергией авторского замысла. Как уточняет в статье о натюрморте Парижской школы Глеб Вышеславский: «Мы можем читать значения вещей, как читаем фразу в книге».
«Жанр больших возможностей» во многом определяет тенденции сегодняшнего арт-рынка. Об этом — и в традиционном обзоре мировых аукционов от Святослава Яринича, и в комментариях ведущих отечественных галеристов, коллекционеров, аукционистов.
В нынешнем выпуске мы рассказываем об отдельных страницах истории классического и авангардного натюрморта, о традициях и современных тенденциях в творчестве мастеров жанра. Многие из них — классики и современники — представлены в журнале очерками и интервью, которые дарят возможность рассмотреть натюрморт в живом диалоге с художником.
Анна Шерман, главный редактор.