Юргис Гедрис: “Децентрализация плюс проектное финансирование”

Материал из журнала “Антиквар” #89: “Приоритеты культурной политики”


Юрис Гедрис

Юрис Гедрис

О литовском опыте реформирования культурной сферы рассказывает атташе по вопросам культуры Посольства Литовской Республики в Украине Юргис Гедрис.

— В советское время в интеллигентской среде, которую принято было называть «прослойкой», ходил анекдот: «Что будет, если надстройка упадёт на базис? Прослойку раздавит»… В Украине за последний год произошло нечто похожее: вследствие конфликтной социально-полити­ческой ситуации «придавило» культуру. К сожалению, украинская власть так и не поняла, что причины этого трагического конфликта во многом лежат в сфере культурной политики, что всё это результат отсутствия цементирующего общество фактора, каковым и является культура. Хотелось бы знать, как обстоят дела с культурной политикой и системой управления культурой в Литве?

— До недавнего времени литовская культура тоже ощущала себя сиротой. И только в последние годы у нас стали осознавать, что культура — это важнейшее направление развития страны, потому что она объединяет всех. Раньше под культурой подразумевали исключительно что‑то «высокое» — музеи, театры, филармонии. Однако в первую очередь это повседневная среда, в которой человек формируется и живёт. Одним из инструментов внедрения культурной политики, разумеется, являются деньги. Дискуссии о реформировании политики государства в области культуры и источниках её финансирования начались в Литве ещё в 1990–1992 гг.

После восстановления независимости появилось множество общественных организаций, действующих в разных сферах культуры и искусства, которые также нуждались во внимании со стороны государства. Бюджет страны мог обеспечить лишь базовые нужды государственных учреждений культуры и выделять очень скромные средства на специальные программы и проекты (постановки спектаклей, концерты, выставки и пр.). Что же касается негосударственных организаций, то дополнительных средств на их поддержку не было. Рассматривались разные пути решения этой проблемы, изучался опыт Скандинавских стран, Британии и т. д. В 1998 году в Литве приняли закон о Фонде поддержки культуры, финансовым источником которого были акциз на продажу алкоголя и табака и налог на игорный бизнес.

В странах Балтии первыми закон о Фонде поддержки культуры приняли эстонцы, потом мы и латыши. Сначала доля отчислений на культуру составляла 1%  от акциза на продажу алкоголя и табака (два года назад её увеличили до 3) плюс 10%  сбора от игорного бизнеса. Преимущество такого инструмента финансирования состоит в том, что культура всегда получает некую гарантированную сумму — даже если в стране кризис и власть решает урезать бюджетные расходы. Деньги Фонда идут исключительно на производство и распространение культурного продукта по принципу проектного конкурсного финансирования.

Ещё один насущный вопрос был связан с администрированием средств Фонда, а также других бюджетных средств, предназначенных для реализации проектов и программ. За образец взяли скандинавскую модель, по которой финансирование разных областей культуры осуществляется через систему Arts Council. Это так называемый принцип протянутой руки, когда сами представители той или иной области культуры — независимые эксперты — оценивают проекты и принимают решение о возможности их финансирования. Параллельно они проводят мониторинг и вносят предложения по формированию и изменению методов внед­рения политики в определённых сферах культуры.

Минкульт Литвы отвечает сейчас за проведение культурной политики и управление средствами, которые предназначены на содержание главных государственных институций — музеев, театров, библиотек. В Литве их довольно много — более 40. Из госбюджета деньги поступают на оплату коммунальных услуг этих учреждений и зарплату работникам. Собственно культурная деятельность ведётся за счёт самостоятельно заработанных средств либо через проекты, поддерживаемые упомянутым Фондом.

Фото с ярмарки современного искусства Art Vilnius

Фото с ярмарки современного искусства Art Vilnius

— Имеют ли государственные учреждения какие‑то преференции при рассмотрении их проектов в Фонде?

— Никаких предпочтений для них не существует, они проходят конкурс на общих основаниях. Одними из главных критериев распределения средств Фонда являются художественная ценность и значимость проекта.

— Хорошо, а какие‑то приоритеты существуют: традиционная культура, классическое или современное искусство?

— Фонд охватывает все сферы и направления культуры — и по факту, и по закону. Управление средствами Фонда осуществляет Совет по культуре — государственное агентство при Министерстве культуры Литвы. Само министерство определяет для Совета главные государственные приоритеты. Скажем, в нынешнем году в их число вошли культурное воспитание детей и молодёжи, вовлечение в культуру разных слоёв и социальных групп населения, культурное развитие регионов. Ведь если мы сегодня не воспитаем номера Ежегодная международная ярмарка современного искусства Art Vilnius —  одно из мероприятий, финансируемых литовским Фондом поддержки культуры потребителя, то завтра некому будет пользоваться культурным продуктом. Руководствуясь государственными приоритетами и консультируясь с различными общественными организациями (ассоциациями, творческими союзами), независимыми экспертами и Минкультом, Совет по культуре подробно расписывает сферы поддержки и их приоритеты, критерии поддержки и оценки, форму заявки, порядок представления проектов, а также порядок выделения средств и отчётности за их использование. Министр утверждает это своим указом. Требовать денег на какой‑то конкретный проект он не имеет права.

— То есть от личности министра, его вкусов и предпочтений распределение средств никак не зависит?

— В соответствии с установленными правилами все заявки рассматриваются независимыми экспертами, и уже на основании их выводов-рекомендаций Совет по культуре (11 членов) принимает окончательное решение о финансировании того или иного проекта. Тут ни министерство, ни министр никакого влияния не имеют.

— Насколько полно освещаются культурные события в информационном пространстве страны? Имеет ли возможность, скажем, телезритель следить по местным каналам за тем, что происходит в художественной жизни Литвы?

— Безусловно. Существует и особый фонд поддержки медиа, тоже проектный. Деньги из него по схожей схеме получают юридические лица, задействованные в сфере медиа — TV, радио, прессе — на специальные культурные и образовательные программы и проекты.

— Вероятно, вы уже составили представление о культурной ситуации в Украине? На что бы хотели обратить больше внимания?

—  Я ещё не успел всё увидеть и узнать, но мне кажется, что в первую очередь следует активнее развивать контакты между самими творцами и культурными институциями наших стран в разных областях культуры и искусства. Только благодаря непосредственному общению и сотрудничеству могут родиться интересные проекты, и появится возможность делиться опытом…