Работы Матейко и других выдающихся польских мастеров показывают в Киеве


В Музее Ханенко открылась выставка «Польская живопись» из собрания Львовской Галереи искусств. Экспозиция знакомит с работами знаковых художников Польши конца XVIII — начала ХХ века — Яна Матейко, Яцека Мальчевского, Генриха Семирадского, Юзефа Мехоффера, Владислава Бакаловича, Войцеха Коссака. Исключительные имена, роскошные работы, впервые представленные в Киеве, разнообразие стилей — эту экспозицию нельзя пропустить.
Представленные на выставке художники — выпускники немецких,австрийских, парижских художественных школ и академий. Эти польские мастера были символами космополитизма в искусстве и в то же время их произведения стали визуальными символами польской национальной идентичности
Яцек Мальчевский «Христос перед Пилатом», 1910 год
Яцек Мальчевский «Христос перед Пилатом», 1910 год
Марчелло Баччарелли «Портрет короля Польши Станислава Августа Понятовского (1732−1798)»
Марчелло Баччарелли «Портрет короля Польши Станислава Августа Понятовского (1732−1798)»

В Музее Ханенко давно мечтали об этой выставке. Киевский музей располагает работами европейских школ Франции,Германии, Голландиии не только, однако польских художников в коллекции практически нет.

Львовская галерея искусств владеет одной из богатейших в Украине коллекций европейского искусства,которая сегодня насчитывает более 60 000 произведений. Наиболее полную и систематизированную ее часть составляют произведения польской живописи XVIII — первой половины ХХ столетия.

Выставка «Польская живопись» проходит в рамках проекта«Европейское измерение», основанного Музеем Ханенко в 2012 году. Проект посвящен произведениям европейского искусства, которые хранятся в музеях Украины. Предыдущая выставка этого проекта — «Сокровища баронов де Шодуар» — имела большой успех у зрителей.

Среди художников, представленных на выставке, — романтики и реалисты, академисты и символисты, приверженцы импрессионизма и разных течений модернизма.

Владислав Чахурский Хотите розу?, 1879, 95×123 см
Владислав Чахурский «Хотите розу?», 1879, 95×123 см
Владислав Бакалович «Бал при французском дворе», конец XIX века, холст, масло
Владислав Бакалович «Бал при французском дворе», конец XIX века, холст, масло
В центре экспозиции роскошная робота Яна Матейко — «Портрет детей художника»
Ян Матейко
Ян Матейко «Портрет детей художника», 1879 год. Фрагмент
Ян Матейко «Портрет детей художника», 1879 год. Фрагмент

Стиль жизни Яна и Теодоры Матейко отличался от большинства обычных семей в Кракове второй половины XIX века. Жена художника, страстная поклонница театра и музыки, старалась превратить домашнее гнездышко в художественный центр, но из-за тяжелой болезни в 1882 году Теодора уехала на лечение, и Ян сам занимался воспитанием детей. Семья часто жила в загородном поместье в Кжеславице,где все чувствовали себя счастливее. Возможно, этот портрет художник написал именно там.

Секрет популярности художника заключался в его индивидуальном стиле. Исторические полотна и портреты Яна Матейко словно демонстрируют кадры из фильма, в них сочетаются отличная драматургия разыгранной сцены,динамичные контурные линии,насыщенные цвета и выразительные,экспрессивные образы. Также живописец стремился к точности воспроизведения костюмов, аксессуаров и элементов дизайна интерьера.

Ян Матейко (1838−1893) был признанным главой польской исторической живописи. Художник преподавал в Школе изящных искусств в Кракове и был ее директором. Сейчас Краковская Академия художеств носит его имя. На выставке представлены работы «звездных» учеников Матейко — Яцека Мальчевского и Юзефа Мехоффера.
Я. Мальчевский «Христос и самаритянка», 1912
Я. Мальчевский «Христос и самаритянка», 1912

Работы символиста Яцека Мальчевского наполнены философскими размышлениями о жизни, смерти, выборе пути творческой личности и о выборе,который стоит перед каждым человеком. 

Вполне осознавая свое человеческое естество, Мальчевский считал себя посвященным в величественную тайну бытия. Это, по мнению художника,давало ему право выступать иногда в своих произведениях в образе Христа.

Львовская галерея искусств хранит уникальную серию из 20-ти автопортретов художника. В двух из них,представленных на выставке, «Христос перед Пилатом» и «Христос и самаритянка», своими чертами Мальчевский наделил образ Иисуса.

Неординарна интерпретация художником сюжета «Суд перед Пилатом». В образе Сына Божьего предстает художник,а в роли римского прокуратора Понтия Пилата — друг Мальчевского, живописец и реставратор Мечислав Гасецкий. В отличие от устоявшейся трактовки Пилата как палача Иисуса и безбожника, охваченного сомнениями, его прокуратор — воплощение полного безразличия: Пилат «умывает руки», демонстрируя свою непричастность к смерти Христа.

С беззаботной фигурой Пилата резко контрастирует страдающий лик Иисуса. Некоторые исследователи считают, что воплощенные автопортретные черты художника в лике Спасителя дают зрителю возможность поставить себя на место Христа, чтобы острее почувствовать его страдания.
Яцек Мальчевский. Христос перед Пилатом. 1910
Яцек Мальчевский «Христос перед Пилатом», 1910
Еще один ученик Яна Матейко — Юзеф Мехоффер (1869−1946) — был лидером творческого объединения «Молодая Польша», приверженцев модерна. В своей работе «Триумф Европы» художник иронично рассказывает о моде на ориентализм, которая охватила всю Европу в конце XIX века. Улыбающаяся девушка на картине — горничная,работавшая в доме коллекционера Феликса Ясинского. В роскошной гостиной девушка позирует, окруженная изысканными предметами из собрания, не очень-то понимая изысканную культуру Востока.
Юзеф Мехоффер. Европа триумфует. 1905
Юзеф Мехоффер «Европа триумфует», 1905
Академизм на выставке представлен творчеством одного из самых ярких художников направления: Генрих Семирадский был страстным поклонником его идеалов. Художник родился в семье польского шляхтича недалеко от Харькова, учился в Харьковском университете, затем в Петербургской Академии искусств. Много путешествовал, но, когда оказался в Италии, просто не смог ее покинуть.
Дочка Семирадского позднее вспоминала: «…он увидел Рим, и все остальное прекратило для него существовать. Это был его мир, его художественное призвание»
Генрих Ипполитович Семирадский. У источника. 1898
Генрих Ипполитович Семирадский «У источника», 1898
Здесь он создавал придуманный мир совершенной красоты, создавая идеальные композиции, в которых представлены сцены из жизни Древней Греции и первых христиан в Риме. Жизнь древних греков и римлян выглядит у него как нескончаемая идиллия, утопичная страна вечного блаженства.
Генрих Ипполитович Семирадский. По примеру богов. 1899, 120×75 см
Генрих Ипполитович Семирадский «По примеру богов», 1899, 120×75 см
Изображая религиозные сюжеты, Семирадский стремился создать у зрителя ощущение реальности евангельских событий
Генрих Ипполитович Семирадский. Христос и самарянка
Генрих Ипполитович Семирадский «Христос и самарянка», 1890, 183×101 см
Выставка «Польская живопись» в Музее Ханенко продлится до 3 сентября 2017 года.
Владислав Яроцкий. Зимнее солнце в Карпатах
Владислав Яроцкий «Зимнее солнце в Карпатах»