Журнал Антиквар

Ирина Еремеева о своей выставке «Viva la Vita»

В Ирине Еремеевой гармонично соединяются кипучая энергия и созерцательность, юмор и серьёзность. В интервью «Антиквару» художница рассказала о своем последнем выставочном проекте, об отношении к актуальному искусству, о ёлке для кандидата в президенты и жвачках Бритни Спирс...


— Ира, вы известны как художник-монументалист и автор станковой живописи. Расскажите о себе.

— Уже в пять лет я поняла, что хочу быть художником. Получила полное профессиональное образование в киевских частных студиях, РХСШ, Киевском государственном художественном институте. Мне повезло с учителями — Е. Нечипоренко, Б. Литовченко, В. Зарецким, С. Подервянским, Д. Лидером. Отделение театра и кино живописного факультета КГХИ, которое я выбрала, открыло новые пути для творческих поисков, дало навыки работы с архитектурой и большими пространствами. Это пригодилось после окончания учёбы, когда я работала художником-монументалистом, создавая многометровые витражи в классической свинцово-паечной технике — «Начало», «Момент» (в 1989 г. для Укргипромясомолпрома), позже — росписи «Затерянный мир», «Роза», «Египет», «Жар-птица», разрабатывала дизайн интерьеров.

— В 2000-х гг. вы были главным художником-постановщиком различных шоу-программ. Их у вас более двадцати! Какие оказались наиболее интересными?

— По экстремальности самыми запоминающимися были оформление юбилея президента Л. Кучмы в летней резиденции в Форосе и шоу «Окно в Европу», посвящённое 300-летию Санкт-Петербурга. Из самых смешных назову создание для одного из кандидатов в президенты (С. Тигипко) новогодней ёлки под названием «Гибкая сила или элегантная сталь», которая была продана на благотворительном аукционе. Интересно было работать над макетом декорации к чеховской «Чайке» для нью-йоркской оперы «Dicapo».

— Сложно, наверное, совмещать такую разноплановую работу и ещё, будучи членом Союза художников Украины, успевать участвовать в многочисленных выставках?

— Не сложно. Я не называю это разбрасыванием в разные стороны. Всё происходит параллельно и всё лежит в одной плоскости — искусство.

— Расскажите о концепции вашей последней выставки в «КалитаАртКлуб».

— На фоне всеобщей усталости и растерянности захотелось первозданных эмоций, простоты, определённости. Задача предельной ясности… Стало интересно соединить барочную откровенность одних работ — «Пространство Деметры, или Аромат весны», «Бык-Чемпион», «Фрукты на платке Матисса» — с минимализмом других — «Птицы», «Омела», «Семечки». Природа показана в своём повторяющемся ритме. Она похожа на идеальное государство, которое независимо ни от чего дарит нам ощущение радости, свободы, силы, мощи. «Viva la Vita» — «Да здравствует жизнь!» — таково название этой выставки.

— Такая жизнеутверждающая идея, похоже, идёт вразрез с концепциями актуального искусства?

— Актуального — может быть, но не современного. Лев Толстой говорил, что «искусство есть сообщение чувства». Каждый художник волен передавать те чувства, которые ему хочется открыть в данный момент своей жизни. Творчество — это попытка созидания мира.

Сегодня главной движущей силой искусства стало то, что совершенно точно соответствует высказыванию Джеймса Уистлера: «Нет скандала — нет интереса». Рыночная стоимость подменила художественную ценность произведения: дорого продаётся даже то, от чего тошнит в местах общего пользования. Провокация — главный трюк. Малевич не стал бы «товарным знаком», если бы его «Чёрный квадрат» не вызвал скандала, и десять миллионов, заплаченные за ткань с уриной Энди Уорхола, — это цена торговой марки «Энди Уорхол», а не урины. Собственно говоря, создание торговой марки и есть задача маркетолога для продвижения товара на рынок. Нынешние художники прекрасно освоили искусство маркетинга, создавая собственные торговые марки. Если ты бренд, то главное — подписать. Всё равно что!

Произведение искусства может быть создано при наличии четырёх условий: таланта, мастерства, способности сообщать ощущение прекрасного (или ужасного) и богатства культурных ассоциаций. Незнание этих признаков не позволяет ориентироваться в пространстве искусства очень многим. Об этом пишет А. Кончаловский в своей книге «На трибуне реакционера».

— Какой же вы видите выход из ситуации?

— Предлагаю воздвигнуть в океане остров в виде денежного знака, который будет виден из космоса (этим мы заявим Вселенной о «всеобщих интересах» и направленности усилий), и свезти туда носки Брайана Адамса, жвачки Бритни Спирс, недоеденный бутерброд Джастина Тимберлейка, панталоны королевы Елизаветы, трупы, экскременты и т. д., и т. п. А потом планета устроит тайфун и «пучина сия» поглотит его. Это будет грандиозный акт соавторства природы, планеты и человека (главное, чтобы все остались живы). Если кто-то сподвигнется создать такой памятник — берите в долю. Такой вот глобализм… Ну, а если серьёзно, то поиск истины — это действительно движение от одной иллюзии к другой.

— Хорошая идея — уничтожение ради созидания...

— Опять же, и заработать можно (смеётся). Но, сколько бы за это ни заплатили (гипотетически), в нашем обществе художник не будет иметь так называемых бешеных денег. Помню, один из заказчиков, которому я делала роспись, сказал: «Смотрю, а ты всё стоишь у этой стены — пять часов, восемь… Да, своим трудом денег не заработаешь». Так нужны всё-таки деньги культуре? Нужны. Но лучше культура без денег, чем деньги без культуры, убивающие эту культуру.

В принципе, чтобы заниматься сегодня искусством, нужно обладать особым психическим здоровьем и чувством юмора. Одно дело придумать, другое — исполнить. Но всё не так просто…Искусство всегда было созидательным. С начала ХХ века оно начало разрушать традиции, и современное искусство стало квинтэссенцией этого разрушения — что тоже уже традиция.

— И поэтому вы, следуя девизу барбизонцев, призываете вернуться к природе?

— В данный момент — да, и всем предлагаю. Хочется удрать хоть на час. «Viva la Vita»!


Беседовала Елена Корусь

Полную версию материала см. в журнале "Антиквар", №7-8, 2012