Журнал Антиквар

Обзор киевских аукционов 2011 года. Факты и комментарии

Елена Корусь

О.Голосий. Портрет. 1988. Х.,м. "Дукат", ноябрь 2011 - $17 тыс.

О.Голосий. Портрет. 1988. Х.,м. "Дукат", ноябрь 2011 - $17 тыс.

Торги минувшего года прошли в умеренно спокойной обстановке: ни сенсационных продаж, ни особой активности покупателей не наблюдалось. Какую тактику выбрать в данной ситуации? Временно отказаться от проведения аукционов (как это сделали «Палитра», «Антик-Центр» и «Арт-Стиль») или медленно и уверенно двигаться своим курсом, радуя клиентов новыми предложениями (как «Дукат» и «Золотое сечение»)? Вопрос действительно не из лёгких…

Владелец салона «Эпоха» Фёдор Зернецкий выразил свою позицию следующим образом: «Когда рынок находится на стадии падения цен, нет смысла продавать произведения искусства. По логике вещей это правильно, но с точки зрения ситуации в Украине — неверно. Потому что те аукционные дома, которые будут даже в кризис проводить аукционы — пусть неудачно, пусть с минимальной финансовой выгодой, — оставят о себе память. Они обретут имидж стабильных, сумевших продержаться в трудное время, что будет впоследствии располагать к ним клиентов».

В декабре 2011 г. после двухлетнего перерыва возобновила торги галерея «НюАрт». Её главная цель — определиться с новой ценовой шкалой. «Мы поставили минимальные цены, исходя из своих представлений о состоянии сегодняшнего рынка, и хотели посмотреть, как на них отреагируют покупатели. Практика показала, что планку нужно ещё смещать вниз. В общем, рынок продолжает падать», — комментирует результаты торгов Николай Белоусов. Поскольку в аукционной деятельности «НюАрта» образовалась пауза, организаторам удалось сформировать очень серьёзную коллекцию, что при регулярном проведении торгов сделать довольно сложно. Среди топ-лотов значились работы Исаака Бродского («Зимний пейзаж», эст. $20 000–25 000), Харлампия Костанди («Крымский пейзаж», эст. $70 000–80 000), Владислава Галимского («Пейзаж с водяной мельницей», эст. $15 000–20 000), оставшиеся, увы, невостребованными. Как сообщает Н. Белоусов, «объём продаж составил менее 10%, процесс торгов был вялым. Прогнозы в отношении арт-рынка — не только у нас, но и во всём мире — неоптимистичны. Я могу сказать, что сейчас вещи первого ряда в основном находят покупателей до аукциона. Если их и выставляют на торги, то очень дорого, ведь это единственная категория работ, за которые богатые коллекционеры согласны выкладывать приличные деньги. Подавляющая же масса того, что выставляется — это средний салон и средние вещи. И в этом я вижу большую слабость киевского аукционного движения».

П.Кончаловский. Береза. 1946. Х.,м. "Эпоха" - $200 тыс.

П.Кончаловский. Береза. 1946. Х.,м. "Эпоха" - $200 тыс.

Участники рынка в один голос говорят о том, что коллекционеры нынче охотнее платят за уникальные по своим художественным качествам произведения. Однако покупателей такого уровня в стране немного, и на них рынок держаться не может. Если раньше многие люди приобретали понравившуюся живопись по ценам до $10 000 просто для оформления интерьера, то сейчас массовый спрос значительно снизился. А ведь именно он, согласно отечественной и мировой статистике, обеспечивает постоянный оборот. Положение сможет измениться, когда появится средний класс, платежеспособность которого будет подкреплена стабильной экономической ситуацией.

На протяжении года достаточно ровный уровень продаж демонстрировали ветераны аукционного движения «Корнерс» (в среднем 40%) и «Золотое сечение» (в среднем 30%), хотя к концу года был зафиксирован незначительный спад. Примерно такая же картина складывалась и в АД «Дукат»: 43% востребованных лотов на весенних торгах и около 30% на осенних. По мнению лицитатора АД «Корнерс» Виктора Федчишина, по сравнению с продажами предыдущих двух лет, в 2011 г. торги в целом «просели». Он полагает, что в ближайшем будущем «продажи будут оставаться на прежнем уровне, то есть порядка 40%. По нынешним временам это очень хороший показатель, причём в „Корнерcе“ он выше, чем на других киевских аукционах».

Пожалуй, самым успешным в коммерческом плане стал юбилейный, ХХ аукцион «Эпохи». Тем не менее, Фёдор Зернецкий совершенно открыто заявляет: «По количеству продаж это был наш худший за последние 10 лет аукцион, хотя за счёт реализации дорогих лотов он выглядел не так уж и плохо». Как в мае, так и в декабре здесь были проданы топ-лоты. Например, эскиз к знаменитой картине украинского классика Николая Пимоненко «Набег татар» ушёл за $130 000 при эстимейте $90 000–120 000. Уникальность этого эскиза, происходящего из очень солидной коллекции, состоит в том, что картина, к которой он писался, утеряна. Известно, что ранее она неоднократно экспонировалась на выставках, в том числе в Национальном музее. «Появление на рынке работы подобного уровня — большая удача. Продавать её в кризисный период было рискованно, но риск оправдался, и она ещё выросла в цене», — говорит Ф. Зернецкий. С превышением эстимейта ($1 500–2 000) был продан другой топ-лот юбилейных торгов — фотографии и документы с автографами танцовщика и хореографа Сержа Лифаря, уроженца Киева, возглавившего в 24 года балет Парижской оперы.

Н.Пимоненко. Эскиз картины "Набег татар". К.,м. "Эпоха", декабрь 2011 - $130 тыс.

Н.Пимоненко. Эскиз картины "Набег татар". К.,м. "Эпоха", декабрь 2011 - $130 тыс.

Наивысшей отметки на столичных аукционах традиционно достигли продажи в сегменте украинской и русской классической живописи, уходившей главным образом по стартовым ценам. За $200 000 (по верхней границе эстимейта) была продана на майских торгах «Эпохи» большая картина Петра Кончаловского «Берёза», выполненная в лучших традициях русской реалистической живописи. Как отмечает Ф. Зернецкий, по мировым меркам цена полотна сильно занижена. Причина в том, что коллекционеров, которых бы могла заинтересовать вещь подобного уровня, в Украине практически нет, а зарубежным покупателям она недоступна в силу наших законов, тормозящих развитие рынка. Добавим, что немаловажную роль в успешной продаже пейзажа сыграла его более ранняя публикация в каталоге художника.

В ряду удачных продаж следует упомянуть также картину В. Котарбинского «Две женские фигуры» ($40 000, «Эпоха»). Оживлёнными были торги за полотно М. Беркоса «Тиволи» (1899), ушедшее в пределах эстимейта за $48 000 («Корнерс»). Пейзаж относится к итальянскому периоду в творчестве мастера, представленному в основном в музейных собраниях. Среди живописцев с высоким рыночным потенциалом В. Федчишин называет художника-эмигранта Михаила Ткаченко: «Из представителей харьковской школы он имеет все предпосылки занять достойное место в ценовой категории, сравнимой, скажем, с С. Васильковским». На торгах в «Корнерсе» было продано несколько произведений Ткаченко: «Штиль» (1900-е гг., $10 000), «На побережье Нормандии» (1900-е гг., $10 000), «На подворье» (1900-е гг., $8 500).

Несмотря на мировую известность мастеров École de Paris, в том числе выходцев из Российской империи, в последнее время цены на их работы немного снизились. «Художники эмиграции до недавних пор быстро набирали темпы роста цены, но она не успела достичь пика перед кризисом, — поясняет Леонид Комский. — У этого сегмента очень хорошие перспективы. Сейчас спрос немного упал из-за того, что ещё не успели сформироваться круг коллекционеров, традиция собирания этих художников. В Париже, к слову, цены на живопись и графику тех же авторов и того же уровня, что предлагаем мы, выше в разы. Очень много закупают французские дилеры, понимая, что это недооценённый актив».

С,Васильковский. Геленджик. Кон. 1880-х. Х.,м. "Корнерс", сентябрь 2011 - $110 тыс.

С,Васильковский. Геленджик. Кон. 1880-х. Х.,м. "Корнерс", сентябрь 2011 - $110 тыс.

Тематические полотна в стиле социалистического реализма теперь на рынке редки. Приятно, что нашла своего ценителя выполненная С. Маньковым копия многофигурной картины Н. Осенева «Первое слово советской власти». Покупатель заплатил за лот $19 000. В аукционных каталогах можно было встретить достаточное количество произведений советского периода в ценовом диапазоне от $500 до $3 500. Однако, по мнению Н. Белоусова и Ф. Зернецкого, этот материал совершенно перестал интересовать клиентов с инвестиционной точки зрения.

Если проанализировать эстимейты работ известных украинских советских художников, то нетрудно обнаружить тенденцию к снижению, обусловленную, в первую очередь, всё тем же кризисом. Некоторые работы оцениваются в два, а то и три раза ниже, чем в 2007–2008 гг. Так, например, картина Фёдора Захарова «Пейзаж с минаретом» (см. «Антиквар», 2010, №6) на одном из столичных аукционов летом 2010 г. выставлялась за $25 000, а на декабрьском аукционе в «НюАрт» — уже за $12 000–15 000. Совладелец галереи «Дукат» Леонид Комский считает, что «советский сегмент был в своё время искусственно „раздут“». Он говорит, что интерес к творчеству ведущих мастеров соцреализма не ослабевает, «но цены немножко „просели“ именно из-за того, что были завышены перед кризисом. А на искусство шестидесятников, андеграунда, нонконформизма они, наоборот, стали выше». По наблюдениям Н. Белоусова, «последние торги ясно показали, что за произведения Николая Глущенко коллекционеры готовы платить меньше, чем за работы Сергея Шишко или Адальберта Эрдели. А был момент, когда они продавались дороже… Сейчас происходит переоценка ценностей». В то же время цены на качественные работы художников первой десятки остаются на прежнем уровне. Как и раньше, пользуются повышенным спросом большие полотна из «Киевской сюиты» С. Шишко. В минувшем году их было выставлено три, причём две проданные возглавили список самых дорогих лотов в этом сегменте. Одна из предлагавшихся работ — пожалуй, самая необычная, но не менее привлекательная — с изображением строящейся Русановки (1966), к сожалению, не нашла своего покупателя («Золотое сечение», эст. $60 000–80 000).

По рекордной цене ушла большая картина Виктора Зарецкого «Август». Совладелец АД «Золотое сечение» Алексей Василенко замечает, что работы этого автора за последний год заметно поднялись в цене. Усилению интереса к творчеству художника, безусловно, будут способствовать недавно прошедшая в рамках Антикварного салона ретроспективная выставка его произведений и издание каталога. «У нас на аукционах все работы Зарецкого, значившиеся в топ-лотах, были проданы. На последних торгах ушли четыре его вещи, в том числе «Не спи, казак» (к., м., 1980-е гг. — $8 000, эст. $6 500–8 500); «Кайф» (б., кар., 1989 — $3 000, эст. $4 000–6 000); «Пейзаж с деревом» (б., гуашь, 1980-е гг. — $3 000, эст. $4 000–6 000). Эта тенденция, я думаю, сохранится и в будущем. В своё время искусство Зарецкого не получило должной оценки, но сейчас происходит переосмысление его наследия».

В разделе актуального искусства в этом году ощутимо подорожали полотна Александра Гнилицкого. На октябрьском аукционе «Золотого сечения» за $40 000 была продана его картина «Улисс», вошедшая в список топ-лотов. «После смерти художника большая часть его работ осталась в семье, и родственники не спешат пока с ними расставаться. На рынке их тем временем практически не осталось. Возник дефицит, и живопись Гнилицкого стала расти в цене, — комментирует А. Василенко. — Когда в 2009 г. мы открывали отдел современного искусства, эта же работа была оценена в $25 000 и не была продана. Думаю, что сумма, которую за неё заплатили три месяца назад, не предел для данного полотна… Ну, а если говорить в целом, то цены на работы молодых художников и весь блок современного искусства за два года выросли как минимум вдвое».

На пике популярности находится сегодня Анатолий Криволап. После того, как его картина «Конь. Ночь» была продана на лондонском аукционе современного искусства Phillips de Pury за $124 400, он стал самым дорогим из ныне здравствующих украинских художников. В Киеве его полотна также пользовались неизменным успехом: на «Украинской альтернативе» «Украинский мотив» ушёл за $11 000; на «Золотом сечении» три работы — «Весенний вечер» (2001), «Вечер» (2007) и «Спокойный вечер» (2008) проданы за $4 000, $12 500 и $10 000 соответственно.

Живой интерес вызывают у любителей современной живописи работы О. Тистола, В. Цаголова, А. Животкова, П. Бевзы и др. По мнению Леонида Комского, очень хорошие перспективы имеют такие авторы, как Матвей Вайсберг и Павел Маков. В числе самых дорогих из проданных в 2011 г. произведений Вайсберга оказались штудия на тему картины Караваджо «Поклонение волхвов» (2009; «Золотое сечение» — $10 000), «Каравелла» и «Чёрный лебедь» (обе проданы на «Украинской альтернативе» — $6 000 и $2 200). Выполненный в технике intaglio «Старый розарий» Макова (2009) ушёл за $3 300 на торгах «Золотого сечения», его офорт «Утро» — за $6 000 на «Украинской альтернативе».

Смелый эксперимент осуществила в минувшем году галерея «Дукат», проведшая первый аукцион графики. Ставка организаторов была сделана на то, что графика может быть интересна не только опытным, но и начинающим коллекционерам, поскольку более низкая в сравнении с живописью ценовая планка даёт возможность обзавестись произведением именитого художника за сравнительно небольшую сумму. Говоря об этих торгах, Леонид Комский признаётся: «Результатами мы довольны, — ожидали, что они пройдут хуже. С коммерческой точки зрения такие аукционы, конечно, несопоставимы с аукционами живописи — достаточно подсчитать хотя бы суммарный эстимейт лотов. Но ведь мы ставим перед собой не только коммерческую, но ещё и просветительскую цель: ближе познакомить зрителей и наших потенциальных клиентов с этим тонким видом искусства. Мы собираемся организовывать графические аукционы ежегодно».

С.Судейкин. Эскиз театрального костюма. Б.,акв. "Эпоха", декабрь 2011 - $38 тыс.

С.Судейкин. Эскиз театрального костюма. Б.,акв. "Эпоха", декабрь 2011 - $38 тыс.

Среди графических работ, представленных на других аукционах, хотелось бы отметить «Театральный костюм», проданный в «Эпохе» по нижней отметке эстимейта за $38 000. За $9 000 и $12 000 были куплены два эскиза костюмов знаменитого законодателя моды ар-деко Эрте (Романа Тыртова) в «АртКапитале». К сожалению, на том же аукционе остались невостребованными редчайшие ранние акварельные натюрморты С. Шишко, исполненные им ещё во время проживания в Нежине («АртКапитал», эст. $1 500–2 000). Одним из самых интересных графических лотов, проданных на «Золотом сечении», была акварель Максимилиана Волошина «Киммерийские берега» ($8 000) с дарственной надписью Марине Цветаевой.

Завершить обзор столичных торгов хотелось бы краткой сводкой продаж в сегменте декоративно-прикладного искусства. Как отмечает Фёдор Зернецкий, в сложные для экономики времена продажа произведений западноевропейского декоративно-прикладного искусства обычно замирает. Несмотря на это, минувший год запомнится такими яркими событиями, как продажа на аукционе в «Эпохе» венка из серебра 84 пробы, преподнесённого в 1892 г. студентами Киевского университета Святого Владимира легендарной французской актрисе Саре Бернар во время её гастрольного турне по Российской империи. С трёхкратным превышением эстимейта он был продан за $17 000. Не осталась без внимания и пара севрских ваз золотисто-персикового цвета со сценами наполеоновских походов, проданная в той же «Эпохе» с превышением эстимейта за $65 000. Были в этом сегменте хорошие продажи и на других аукционах. Неожиданно для руководства «АртКапитала» пошла вверх цена бронзового «Фазана» 1930-х гг. работы Георгия Лаврова. Произведения этого русского скульптора славились детализированной и реалистичной проработкой формы. Успешно продалась в «Корнерсе» пара серебряных канделябров 1864 г. австрийского производства, за которые новый владелец заплатил $16 000.

Как поведёт себя рынок в этом году, не берётся прогнозировать никто. Все склонны считать, что лишь стабильная экономическая и политическая обстановка в стране, а также позитивный социальный настрой смогут способствовать успеху в этом бизнесе

Самые дорогие продажи в разделе классической живописи:

  • П. Кончаловский. «Берёза». 1946. «Эпоха», 14.05.2011 — $200 000

  • Ю. Клевер. «Лесная речка». 1-я четв. ХХ в. «Корнерс», 04.06.2011 — $140 000

  • Н. Пимоненко. Эскиз к картине «Набег татар». «Эпоха», 09.12.2011 — $130 000

  • П. Суходольский. «Весенний пейзаж с закатом солнца». 1891. «Корнерс», 24.09.2011 — $120 000 

  • С. Васильковский. «Закат солнца осенью». «Эпоха», 14.05.2011 — $120 000

  • С. Васильковский. «Геленджик». Кон. 1880-х гг. «Корнерс», 24.09.2011 — $110 000

  • С. Васильковский «Дупелиное болото». Нач. ХХ в. «Корнерс», 17.12.2011 — $100 000

  • П. Петровичев. «Спасо-Преображенский монастырь у Ярославля». 1-я четв. ХХ в. «Корнерс», 12.03.2011 — $80 000

  • В. Орловский. «Морское побережье». 1887. «НюАрт», 11.12.2011 —эст. $80 000–100 000 (цена продажи не разглашается)

  • А. Шильдер. «Зимний пейзаж». 1896. «АртКапитал», 24.12.2011 — $70 000

    Самые дорогие продажи в разделе живописи советского периода:

  • С. Шишко. «Свежее утро». 1954.«Корнерс», 12.03.2011 — $80 000

  • С. Шишко. «Набережная Днепра», 1964. «Корнерс», 24.09.2011 — $70 000 (см. «Антиквар», №…)

  • А. Эрдели. «Натюрморт с цветами». 1948. «АртКапитал», 24.12.2011 — $55 000

  • А. Эрдели. «Пейзаж». Вторая четв. ХХ в. «Корнерс», 04.06.2011 — $55 000

  • В. Зарецкий. «Август». 1975. «Золотое сечение», 17.09.2011 — $50 000


    Полную версию статьи см. в ж. "Антиквар", №1-2, 2012

По рекордной цене ушла большая картина Виктора Зарецкого «Август». Совладелец АД «Золотое сечение» Алексей Василенко замечает, что работы этого автора за последний год заметно поднялись в цене. Усилению интереса к творчеству художника, безусловно, будут способствовать недавно прошедшая в рамках Антикварного салона ретроспективная выставка его произведений и издание каталога. «У нас на аукционах все работы Зарецкого, значившиеся в топ-лотах, были проданы. На последних торгах ушли четыре его вещи, в том числе «Не спи, казак» (к., м., 1980-е гг. — $8 000, эст. $6 500–8 500); «Кайф» (б., кар., 1989 — $3 000, эст. $4 000–6 000); «Пейзаж с деревом» (б., гуашь, 1980-е гг. — $3 000, эст. $4 000–6 000). Эта тенденция, я думаю, сохранится и в будущем. В своё время искусство Зарецкого не получило должной оценки, но сейчас происходит переосмысление его наследия».

В разделе актуального искусства в этом году ощутимо подорожали полотна Александра Гнилицкого. На октябрьском аукционе «Золотого сечения» за $40 000 была продана его картина «Улисс», вошедшая в список топ-лотов. «После смерти художника большая часть его работ осталась в семье, и родственники не спешат пока с ними расставаться. На рынке их тем временем практически не осталось. Возник дефицит, и живопись Гнилицкого стала расти в цене, — комментирует А. Василенко. — Когда в 2009 г. мы открывали отдел современного искусства, эта же работа была оценена в $25 000 и не была продана. Думаю, что сумма, которую за неё заплатили три месяца назад, не предел для данного полотна… Ну, а если говорить в целом, то цены на работы молодых художников и весь блок современного искусства за два года выросли как минимум вдвое».

На пике популярности находится сегодня Анатолий Криволап. После того, как его картина «Конь. Ночь» была продана на лондонском аукционе современного искусства Phillips de Pury за $124 400, он стал самым дорогим из ныне здравствующих украинских художников. В Киеве его полотна также пользовались неизменным успехом: на «Украинской альтернативе» «Украинский мотив» ушёл за $11 000; на «Золотом сечении» три работы — «Весенний вечер» (2001), «Вечер» (2007) и «Спокойный вечер» (2008) проданы за $4 000, $12 500 и $10 000 соответственно.

Живой интерес вызывают у любителей современной живописи работы О. Тистола, В. Цаголова, А. Животкова, П. Бевзы и др. По мнению Леонида Комского, очень хорошие перспективы имеют такие авторы, как Матвей Вайсберг и Павел Маков. В числе самых дорогих из проданных в 2011 г. произведений Вайсберга оказались штудия на тему картины Караваджо «Поклонение волхвов» (2009; «Золотое сечение» — $10 000), «Каравелла» и «Чёрный лебедь» (обе проданы на «Украинской альтернативе» — $6 000 и $2 200). Выполненный в технике intaglio «Старый розарий» Макова (2009) ушёл за $3 300 на торгах «Золотого сечения», его офорт «Утро» — за $6 000 на «Украинской альтернативе».

Смелый эксперимент осуществила в минувшем году галерея «Дукат», проведшая первый аукцион графики. Ставка организаторов была сделана на то, что графика может быть интересна не только опытным, но и начинающим коллекционерам, поскольку более низкая в сравнении с живописью ценовая планка даёт возможность обзавестись произведением именитого художника за сравнительно небольшую сумму. Говоря об этих торгах, Леонид Комский признаётся: «Результатами мы довольны, — ожидали, что они пройдут хуже. С коммерческой точки зрения такие аукционы, конечно, несопоставимы с аукционами живописи — достаточно подсчитать хотя бы суммарный эстимейт лотов. Но ведь мы ставим перед собой не только коммерческую, но ещё и просветительскую цель: ближе познакомить зрителей и наших потенциальных клиентов с этим тонким видом искусства. Мы собираемся организовывать графические аукционы ежегодно».