Журнал Антиквар

О чём говорят кривые

10 января французская компания A&F Markets, специализирующаяся на посреднических и информационных услугах для галеристов, антикваров, коллекционеров и художников, сообщила о запуске своего нового проекта «Арт-биржа». Теперь каждый взрослый, желающий почувствовать себя арт-инвестором, получает возможность приобрести акции выставленного на бирже произведения искусства, набраться терпения и подождать, пока они вырастут в цене, а затем продать их с выгодой (или реинвестировать дивиденды).

Пока A&F Markets предлагает акции (номинал €10) всего двух произведений: гуаши американского концептуалиста Сола Левитта и эстампа современного итальянского художника Франческо Веццоли. Вещь Левитта оценена в €110 тыс., а Веццоли — в €135 тыс. (Обе работы принадлежат известной парижской галерее Yvon Lambert.) В отличие от закрытых инвестиционных арт-фондов с капиталом в несколько десятков миллионов долларов, пайщиками которых являются финансовые тяжеловесы, вкладывающие в произведения топ-сегмента, «поиграть» в арт-инвестиции могут люди с более скромными возможностями. К концу апреля A&F Markets обещает вывести на биржу ещё около десяти работ. Пьер Накен, основатель и президент Арт-биржи, не исключает, что его подход к искусству не понравится тем, кто рассматривает творения художников как нечто священное. С другой стороны, он надеется вовлечь в коллекционирование тех, кто привык полагаться не на вкус или интуицию, а на цифры и графики. Впрочем, здесь французский финансист немного лукавит. Ведь серьёзные экономисты уже несколько десятилетий внимательно изучают особенности функционирования рынка искусства и антиквариата, разрабатывают методики оценки инвестиционной привлекательности этих предметов, рисуют кривые доходности и рассчитывают индексы.

Выставка работ Сола Левитта в бельгийском музее Leuven

 

Выставка работ Сола Левитта в бельгийском музее Leuven


Средняя цена на яблоки и апельсины

Наиболее распространенным типом индексов состояния арт-рынка является расчёт средней величины цены произведения искусства, основанный на данных аукционов. В частности, такие индексы предлагает авторитетная консалтинговая компания Art Market Research, работающая на рынке с 1977 г.  Аналитики компании отслеживают ценовые тренды практически по всем основным видам/стилям/национальным школам искусства и категориям собирательства (от артефактов античности до часов и коллекционных автомобилей). Отсчёт ведётся с 1985 г., усреднённая цена этого года приравнивается к 1 000 пунктам. Индексы просчитываются как для топ-сегмента (25% самых высоких ценовых показателей), так и для центрального сегмента (отбрасываются 10% самых высоких и 10% самых низких цен). Аналогичные индексы доступны и по каждому из авторов, входящих в топ-тысячу. Индексы AMR публикуются ведущими деловыми изданиями мира, включая «Financial Times» и «Wall Street Journal», используются ведущими музеями, аукционными домами, галереями и даже Налоговой службой Великобритании. Подобные индикаторы арт-рынка предлагают многие арт-консалтинговые агентства. Отличаются они, как правило, количеством выбранных данных и субрынков, для которых просчитываются индексы.

К примеру, французская компания Аrtprice оперирует данными по более чем трём тысячам аукционных домов и 400 тысячам авторов (суммарно это более 27 миллионов результатов торгов, эстимейтов и индексов). Исходя из этого, artprice.com просчитывает индикаторы цен, объёма продаж, проданных и непроданных лотов для арт-рынка в целом, ключевых национальных рынков и категорий коллекционирования, а также для ведущих художников. В ценовом индексе Artprice, приведённом в отчёте Art Trends 2009, базовой отметкой являются $100, вложенных в условное произведение искусства в 1990 г. Согласно этому индексу, $100, вложенных на арт-рынке США в 1990-м, в 2009 г. принесли условному инвестору (даже с учётом катастрофического обвала в 2008) около $22 прибыли. В то же время цены в среднем по миру, а также на французском и британском рынках показали падение ниже отметки 1990 г. Не менее интересны и индексы, производимые Аrtprice по отдельным художникам. К примеру, в пакете информации по рынку работ Франсуа Буше находим общий ценовой индекс мастера (от базовой отметки 1998 г.), индекс объёма продаж, индексы реализованных и нереализованных лотов, данные по ценовой сегментации, объём продаж в зависимости от ключевых национальных рынков, а также техник, в которых работал художник.

В базе данных немецко-американской консалтинговой компании Artnet более 4 млн. результатов аукционных продаж, начиная с 1985 г.  На основе этих данных рассчитываются следующие индексы состояния арт-рынка (Market Performance Reports):

1) общий объём аукционных продаж по 500 крупнейшим аукционным домам;

2) топ-десятка проданных лотов и их доля в общем объёме продаж;

3) соотношение проданных и непроданных лотов;

4) индекс средних цен продажи и средних эстимейтов;

5) количество лотов, проданных по цене выше среднего эстимейта, и количество лотов, проданных по цене ниже среднего эстимейта;

6) индексы объёма продаж, количества лотов и цен, привязанные к данным базового года.

Кроме того, Аrtnet публикует ежемесячные показатели частотности поисковых запросов по авторам, включённым в базу данных, что также является своеобразным свидетельством ситуации на рынке. Ведь поиск этот ведут не случайные люди, а эксперты и игроки рынка.

Кроме того, компания предоставляет клиентам возможность самостоятельно генерировать рыночные сводки (т. е. данные по общим объёмам продаж, средним цене и эстимейту) по отдельным художникам, а точнее, по 4 300 авторам из более 180 тысяч, внесённых в базу данных цен. В совокупности все эти индексы позволяют оценить общую динамику спроса и предложения на рынке, ценовые тренды в целом и по ведущим мастерам в частности. Недостатки аналитики Artnet также очевидны: это ограниченное количество аукционных домов, исключение из расчётов данных о продажах тиражной графики, невозможность получить информацию по рынкам отдельных стран, основным категориям коллекционирования, стилевым направлениям или жанрам искусства. К тому же, все вышеназванные индексы (кроме показателя поисковых запросов) обновляются раз в полгода.


Франческо Веццоли. «Crying Portrait of Tatjana Patitz as a Renaissance Madonna with Holy Child (after Faffaello)» и «Crying Portrtait of Cindy Crawford as a Renaissance Madonna with Holy Child (after Andrea Mantegna)»

 

Франческо Веццоли. «Crying Portrait of Tatjana Patitz as a Renaissance Madonna with Holy Child (after Faffaello)» и «Crying Portrtait of Cindy Crawford as a Renaissance Madonna with Holy Child (after Andrea Mantegna)»


Российский интернет-проект Artinvestment.ru публикует индексы ARTIMX (индекс общего состояния арт-рынка), ARTIMX profit (индекс доходности) и ARTIMX ba (индекс покупательской активности). Как объясняет artinvestment.ru, индекс ARTIMX является «интегральным показателем, характеризующим относительную величину цены условно усреднённого произведения искусства на определённый момент времени». За точку отсчёта принята усреднённая цена произведений искусства в 2000 г. (базовый уровень в 1 000 пунктов). По этой же методике рассчитываются индексы для живописи и графики, русской живописи и графики, а также некоторых основных категорий коллекционирования: ARTIMX Old masters (искусство старых мастеров), ARTIMX Impressionism&Modern (импрессионизм и модернизм) и Art ARTIMX Contemporary Art (современное искусство).

Индекс ARTIMX profit является аналогом индекса ARTIMX, скорректированным с учётом инфляции цен на текущий момент. Индекс покупательской активности представляет собой соотношение проданных и выставленных на продажу лотов, выраженное в процентах.

Так, в течение 2010 г. индекс ARTIMX вырос с 1 100 до 1 563 пунктов (летом 2008 г. индекс «зашкаливал» за 2 300 пунктов), ARTIMXprofit — с 900 до 1 236 пунктов (летом 2008 г. — выше 1 900 пунктов).

Как видим, индексы Artinvestment.ru рассчитываются по тем же критериям, что и индексы artnet.com: средняя цена лотов, соотношение проданных и непроданных лотов. Правда, российские аналитики уже сделали то, что Artnet только собирается осуществить. Они рассчитывают индексы для графики и важных для российских инвесторов категорий коллекционирования. Отличается у россиян и статистическая база: в ней около 3 млн. результатов продаж с 2000 г. Причём для индексов российской живописи и графики учитываются и данные всех российских аукционов, чего нет в базе artnet.com. Важным моментом является и то, что россияне обновляют индексы через несколько дней после проведения торгов.

Попытку построить подобные индексы для молодого украинского арт-рынка предприняли недавно и киевские антиквары Александр и Антон Марковы (см. «Антиквар», №7–8, 2010). В частности, они просчитали общие объёмы продаж и средний показатель цены одного лота с 2005 по первое полугодие 2010 г.

Общим и наиболее очевидным недостатком всех индексов, основанных на среднеценовых показателях, является то, что они «усредняют» продукты, не поддающиеся усреднению. Это всё равно, что выводить среднюю цену на яблоки и апельсины — возможно, но какой смысл? Ведь любому игроку арт-рынка понятно, что даже работы одного автора, созданные, к примеру, в одной технике и в одном жанре, обладают уникальными характеристиками. К тому же, среднеценовые индексы могут в значительной степени зависеть от ассортимента продуктов, наличествующих на рынке в определённый момент, и, как следствие, — искажать реальные тренды.


«Парами, парами…»

Избежать таких искривлений, по мнению аналитиков, позволяет другая популярная методика измерения ценовой динамики арт-рынка, которая опирается на данные о повторных продажах одних и тех же произведений. Самый известный из такого рода индексов рассчитывается группой профессоров экономики Майкла Мозеса и Джанпин Мея (индекс Мея-Мозеса). Компания BAA (Beautiful Asset Advisors) располагает данными о 16 тысячах повторных продаж за период с 1875 г. и на их основании строит индексы доходности арт-рынка в целом и важнейших его сегментов (старые мастера и искусство XIX в., импрессионизм и модернизм, латиноамериканское искусство, искусство США до 1950 г., современное искусство). Правда, для точки отсчёта индексов взят 1925 г., когда в США начали публиковать биржевой индекс Standard & Poors 500. Если верить индексу Мея-Мозеса, то в 2010 г. уровень доходности арт-рынка в целом вырос на 16,6% (по сравнению с концом 2009 г.), а это на 1,5% выше прироста индекса S&P 500. Доходность в сегменте современного искусства выросла на 29,6%, в сегменте «импрессионизм и модернизм» — на 10,97%, «старые мастера» — на 3,54%. В то же время в сегменте «латиноамериканское искусство» наблюдался незначительный спад (1%). Впрочем, стоит помнить и о том, что в 2009 г. индекс Мея-Мозеса обвалился на 23,5% (по всему арт-рынку). В целом же за последние 10 лет рост индекса составил 4,86% (у S&P 500 прирост в три раза ниже — 1,35%).

Несложно предугадать упрёки, адресованные индексу Мея-Мозеса игроками рынка и экспертами. Это, в частности, ограниченность выборки (16 тыс. результатов против нескольких миллионов у artnet.com или artprice.com) и искривления, вызванные т. н. эффектом шедевра. Речь идёт о том, что при ретроспективном отборе данных повторных продаж в поле зрения аналитиков могут попадать преимущественно нынешние шедевры, и теряться авторы, популярные несколько десятилетий назад, а затем ушедшие в тень.


Живой художник — тоже хороший художник

Создание больших электронных баз данных аукционных продаж, таких как у artprice и artnet, позволило экономистам начать работу по анализу ценообразования на арт-рынке с учётом одновременно множества качественных переменных (методика т. н. гедонических регрессий, впервые применённая для анализа роста цен на автомобили). При таком подходе, считают эксперты, среднеценовые показатели и коэффициенты становятся более точными. Так, экономисты Люк Реннебоог и Кристоф Спаньерс (Тиллбургский университет), опираясь на данные о 1,5 млн. аукционных продаж (более 10 тыс. авторов), проверили влияние на ценообразование 12 факторов, касающихся репутации художника, качественных характеристик произведения, а также времени и места продажи. Эти переменные они сформулировали следующим образом:

1) количество слов в статье о художнике в словаре Grove Art Online,

2) упоминание художника в популярной однотомной истории искусства Гарднера,

3) участие художника в выставках «Documenta» (для современных художников),

4) факт смерти художника на момент продажи (проверка максимы «хороший художник — мёртвый художник»),

5) национальность художника,

6) атрибуция,

7) аутентичность,

8) техника,

9) тема/жанр,

10–11) время проведения торгов (полугодие и месяц),

12) аукционный дом*.

По сути, голландские экономисты подвергли математической проверке весь арсенал инструментов, используемый дилерами и аукционистами для накручивания/сбивания цен. Остановимся на некоторых результатах этой проверки. Так, включённость художника в канон истории искусства увеличивает стоимость его произведения в среднем на 12%, наличие подписи автора — на 30%, наличие точной датировки — на 20%. Натюрморты и автопортреты ценятся выше, чем портреты и ню. В то же время выяснилось, что влияние фактора «мёртвого художника» на ценообразование равно нулю. Ничтожным оказалось и значение фактора участия художника в престижном международном форуме «Documenta».

В общем же, согласно Реннебоогу и Спаньерсу, индекс доходности произведений искусства за период с 1951 по 2007 гг. составил 4,03% годовых. Это значительно ниже индекса S&P 500 за это же время — 8,90%. (Впрочем, в период арт-бума 1985–1990 гг. цены росли на 22,91% ежегодно, во время бума 2002–2007 гг. — на 11,60%.) Исходя из этого, экономисты делают вывод, что искусство не следует рассматривать как «чисто финансовые инвестиции» и покупать его всё же стоит, исходя из нефинансовых соображений.

 

Примечания

* Подробнее об этом: Renneboog, L.D.R., & Spaenjers, C. Buying Beauty: On Prices and Returns in the Art Market (CentER Discussion Paper, 2009-15, 2009-015), pp. 1–66. 

Опубликовано в журнале "Антиквар", январь-февраль 2010.