Журнал Антиквар

Обзор украинских аукционов 2010 года. Самые дорогие продажи года.

Григорьева Г. «Концерт Вивальди». 1965.

Писать об итогах торгов минувшего года непросто. Участники рынка осторожны в своих оценках, многие избегают давать комментарии и делать прогнозы. Антиквары пребывают в растерянности: все в ожидании не столько роста продаж в новом году, сколько наступления экономической стабильности и разрешения неопределённости вокруг закона о лицензировании аукционной деятельности. Неоднозначность ситуации привела к тому, что одни салоны («НюАрт», «Палитра») воздержались от проведения аукционов, другие наоборот их возобновили («Антик-Центр»), организовали новые или выступили с новой концепцией торгов («Золотое сечение», «Дукат»).

Произведения искусства подбирались на все вкусы и бюджеты, в чём можно убедиться, полистав прошлогодние аукционные каталоги. По количеству предложенных и проданных лотов по-прежнему лидирует украинская живопись второй половины ХХ в., тем более, что некоторые аукционные дома специализируются исключительно на ней. Далее следуют графика, русская и украинская классика, западноевропейская живопись, икона и декоративно-прикладное искусство. Добавьте сюда выставлявшиеся на специализированных торгах предметы дизайна, произведения художников-эмигрантов, нонконформистов, актуальное искусство, и получится полная картина предлагавшегося ассортимента.

Первое полугодие характеризовалось слабой покупательской активностью (например, на одном аукционе из 157 лотов ушло всего 6), в сентябре наблюдалось прогнозированное оживление, однако декабрьские торги вновь зафиксировали снижение спроса. По сравнению с другими аукционами, где средний объём продаж составлял 25%, достаточно высокие результаты показал «Корнерс», сумевший добиться устойчивого внимания со стороны коллекционеров. На весенних и осенних торгах продажи здесь достигли 60%, а в предновогоднее время 40%. Рекордную сумму в $1 млн. 427 тыс. (за счёт реализации самых дорогих топ-лотов) принесли благотворительные торги в «Антик-Центре», посвященные памяти Александра Вертинского.

Если с наступлением кризиса при заметном сокращении объёма продаж цены оставались практически на прежнем уровне, то на фоне ослабления покупательского интереса наблюдается и общее снижение цен. К примеру, на рождественском аукционе «Эпохи» предлагались работы И. Бокшая «Золотая осень» ($30 тыс., эстимейт $30–35 тыс.) и Ф. Захарова «Розы» (эстимейт $17–18 тыс.), аналогичные которым два-три года назад оценивались на 40–50% выше. По мнению некоторых экспертов, цены уже достигли «дна» и в ближайшее время будут расти, так как живопись по-прежнему остаётся самым прибыльным и перспективным сегментом отечественного антикварного рынка. Таким образом, для желающих инвестировать в произведения искусства или пополнить свои коллекции хорошими работами, приобретёнными за весьма умеренные суммы, настало самое благоприятное время. Особенно выгодно покупать тем, кто хранит свои сбережения в иностранной валюте: цены на картины в условных единицах на 20% ниже, чем два года назад.

В условиях снижения спроса продавцы стали сговорчивей и уступают на картинах среднего ценового сегмента. Все аукционы подготовили в прошлом году так называемые антикризисные предложения. Например, «Арт-Стиль» в октябрьской коллекции представил произведения украинских мастеров второй половины ХХ в. в ценовом диапазоне от $1 500 до $5 000. Однако когда вопрос касается действительно исключительных, обладающих непреходящей художественной ценностью произведений, на уступки уже никто не идёт. Следует отметить, что именно в минувшем году на рынке появились работы музейного уровня, которые раньше коллекционеры попросту не продавали. Теперь, когда сказалась потребность в наличных деньгах, некоторые из них готовы расстаться с первоклассными работами, но только за очень приличные суммы.

 К. Коровин. «На террасе». 1919. «Антик-Центр» —$600 тыс., эстимейт $600–900 тыс.

К. Коровин. «На террасе». 1919.

Количеством подобных лотов приятно порадовали юбилейные торги «Антик-Центра» и «Золотого сечения», в котором особенно тщательно подошли к отбору картин украинских художников второй половины ХХ в. Представленные на «Золотом сечении» «Владимирская горка» Н. Глущенко (эстимейт $90–120 тыс.), «Трудовой город» В. Зарецкого (эстимейт $70–100 тыс.), «Весеннее утро» В. Цветковой (эстимейт $40–50 тыс.), «Приехал» В. Ладейщикова (эстимейт $28–40 тыс.), «Шаланда полная кефали» П. Столяренко (эстимейт $22–25 тыс.) считаются знаковыми как для творчества этих мастеров, так и для эпохи в целом. Удивило, однако, практически полное равнодушие к ним со стороны клиентов. Как, впрочем, и к топ-лотам аукциона №12 — картине Н. Глущенко «Чайки» (одной из любимых работ самого автора, эстимейт $120–150 тыс.), «Весеннему натюрморту» Н. Максименко (эстимейт $20–25 тыс.), «Победителям соревнований» Л. Семыкиной (эстимейт $15–20 тыс.) или «Исповеди» С. Милорадовича (эстимейт $15–20 тыс.).

Тем не менее, на этом же аукционе ушли другие топ-лоты: картины Виктора Зарецкого «Весна» ($20 тыс., эстимейт $25–30 тыс.), «Автопортрет с Зун-ко Ли (Исияма)» (бумага, смешанная техника; $10 500, эстимейт $6–8 тыс) и «Туманное утро, когда лещ выходит из омута» ($6 тыс., эстимейт $9–12 тыс.). Как отмечает директор «Золотого сечения» Михаил Василенко, начиная с 2008 г. интерес к этому самобытному мастеру неуклонно растёт, что подтверждают успешные продажи в истекшем году. За $20 тыс. приобретена его композиция с обнажённой «Мечта» («Антик-Центр»), $17 тыс. заплатили за тёплый по колориту пейзаж «Огненная осень» с завораживающим мозаичным рисунком опадающей листвы («Эпоха»), за $5 тыс. проданы «Ночные бабочки» («АртКапитал»), за $3 600 и $450 соответственно — акварели «Крымские мотивы» («Антик-Центр») и «Девочка» («АртКапитал»).

В числе топ-лотов последних торгов «Корнерс» значились картины таких классиков, как М. Клодт («На пашне», 1871, эстимейт $150–180 тыс.), И. Похитонов («Вечереет», нач. ХХ в., эстимейт $35–45 тыс.), Н. Богданов-Бельский («Масленица», 1931, эстимейт $110–130 тыс.), увы, не нашедшие новых владельцев. Сенсацией предновогоднего аукциона стало появление пейзажа Михаила Врубеля «Берег моря» (1894, эстимейт $70–100 тыс.), экспонировавшегося в 1956 г. на выставке в Государственном Русском музее. Эта работа необычного овального формата интересна тем, что представляет короткий период творчества художника, связанный с пребыванием в Италии и Константинополе. Практически все работы данной серии находятся в ГТГ, единицы — в частных коллекциях. Картина, однако, осталась невостребованной.

И всё-таки продажи в высоком ценовом сегменте были. В числе самых дорогих лотов оказались работы классиков украинской и русской живописи:

• К. Коровин. «На террасе». 1919. «Антик-Центр» —$600 тыс., эстимейт $600–900 тыс.

• Р. Фальк. «Пейзаж с полянкой и домиками (Пейзаж Паланга)». 1953. «Антик-Центр» — $200 тыс., эстимейт $200–300 тыс.

• И. Шишкин. «Лесная поляна». Кон. XIX в. «АртКапитал» — $150 тыс.

• Р. Судковский. «Прозрачная вода». 1879–1885. «Эпоха» — $140 тыс., эстимейт $150–170 тыс.

• И. Репин. «Три дамы за рукоделием». 1911. «Корнерс» — $130 тыс., эстимейт $120–150 тыс.

• В. Орловский. «Пейзаж». 1913. «АртКапитал» — $100 тыс.

• А. Эрдели. «Мукачевский замок». 1930-е гг. «Корнерс» — $95 тыс., эстимейт $100–150 тыс.

• С. Жуковский. «Утренний туман». 1919. «Антик-Центр» — $90 тыс., эстимейт $90–140 тыс.

• М. Беркос. «В цветущем саду». 1916. «Корнерс» — $90 тыс., эстимейт $65–85 тыс.

• А. Горонович. «Сельская свадьба». 1879. «АртКапитал» — $80 тыс.

• В. Котарбинский. «Роса». Нач. ХХ в. «Корнерс» — $70 тыс., эстимейт $80–100 тыс.

• К. Сомов. «Берёзовая роща». 1903. «Корнерс» — $65 тыс., эстимейт $40–60 тыс.

Среди произведений мастеров XIX — начала ХХ в. традиционно пользовались спросом пейзажи П. Левченко («Улочка в Путивле» — $7 тыс, «Эпоха»; «Хатка в зелёном саду» — $12 тыс., «Антик-Центр»), С. Светославского («Окраина Киева» — $48 тыс., «Антик-Центр») и К. Крыжицкого («Солнечный зимний день» — $35 тыс., «Корнерс»; «Озеро в горах» — $60 тыс., «Антик-Центр»), жанровые сцены Н. Пимоненко («У колодца» — $18 тыс., «Корнерс»), марины А. Ганзена («Морской пейзаж» — $36 тыс., «Корнерс») и Г. Капустина («Рассвет на море» — $24 тыс., «Корнерс»).

Из украинских художников второй половины ХХ в. по-прежнему востребованы Н. Глущенко, П. Столяренко, В. Цветкова, С. Шишко, В. Шовкуненко. Обрели новых владельцев сразу три ню Н. Глущенко: «Обнажённая и гладиолусы» ($30 тыс., «Антик-Центр»), «Обнажённая с пионами» (1933, $55 тыс.) и «Обнажённая» (1970-е гг., $35 тыс.) — обе на «Корнерс»; за $50 тыс. ушёл его напряжённый по цвету зимний пейзаж «Вековые деревья» (1969, «Антик-Центр»). Как обычно, пользовались спросом киевские виды С. Шишко («Склоны над Днепром» — $12 тыс., «Антик-центр», «Вид на Днепр» — $35 тыс., «АртКапитал») и А. Шовкуненко («Зима. Гончарка» — $30 тыс., «Антик-центр»).

Обзор рынка популярных крымских художников за первое полугодие 2010 г. «Антиквар» уже публиковал (№6, 2010). Из наиболее дорогих работ крымчан, ушедших на последних торгах, отметим монументальное полотно П. Столяренко «Теплоход „Грузия“» 1980-х гг., проданное за $28 тыс. на «Корнерс». Интересно, что за неделю до этих торгов выставленный в «Эпохе» с эстимейтом в $17–18 тыс. аналогичный по исполнению эскиз к этой работе остался невостребованным. Не ослабевает интерес к живописи В. Цветковой. Самой дорогой из её работ, проданных на декабрьских торгах, стал метровый натюрморт с двумя роскошными букетами в корзинах «Сирень» (1983 — $29 тыс., эстимейт $35–45 тыс., «Корнерс»).

Из полотен Ф. Захарова дороже всех по старту в $12 тыс. ушёл натюрморт «Жасмин» («Корнерс»). Эксперты говорят, что в последнее время интерес к этому высоко ценимому коллекционерами автору снизился. По мнению лицитатора «Корнерс» Виктора Федчишина, это связано с появлением на рынке большого количества подделок под него. Арт-дилеры отмечают также значительный спад спроса на художников закарпатской школы, объясняя ситуацию произошедшим в предыдущие годы перенасыщением рынка их работами. Впрочем, на картины одного из основателей школы Адальберта Эрдели стабильный спрос сохраняется. А вот большие работы его соратника Иосифа Бокшая несколько упали в цене. Так, на последних торгах «Корнерс» великолепное панорамное полотно А. Эрдели «Мукачевский замок» (1930-е гг.) продано за $95 тыс., а пейзажи И. Бокшая — за $38 тыс. («Горная речка», 1940-е гг., «Антик-центр») и $30 тыс. («Золотая осень», 1943, «Эпоха»).

И. Репин. «Три дамы за рукоделием». 1911. «Корнерс» — $130 тыс., эстимейт $120–150 тыс.

И. Репин. «Три дамы за рукоделием». 1911.

Стабильность продаж продолжают демонстрировать пейзажи полтавчанина П. Горобца. Суммарно на аукционах было куплено шесть его картин. Самая дорогая из них — «Возле реки» (1927), реализованная «Золотым сечением» за $5 тыс., самая интересная, пожалуй, — «Ворскла у Ткаченко» (1967), ушедшая в «Эпохе» за $4 500.

В блоке украинской живописи этого периода были и сенсационные продажи произведений киевских художников. Так, на осеннем аукционе в «Корнерсе» неожиданно пошла вверх цена «Натюрморта» Д. Безуглого. При старте $8 тыс. он ушёл за $24 тыс., в то время как средняя стоимость работ художника, продающихся на киевских торгах, колеблется в пределах $3–5 тыс. Необычное полотно Г. Григорьевой «Концерт Вивальди», вынесенное на обложку каталога «Антик-Центра», было приобретено с трёхкратным превышением эстимейта за $26 тыс. (Для сравнения: картина художницы того же периода «На стадионе „Динамо“ день тренировок» (1968) на аукционе «Авангард» «Золотого сечения» ушла за $4 400.)

По наблюдению В. Федчишина, у любителей живописи пользуются спросом большие панорамные пейзажи В. Непийпиво, хотя, как замечает он, на десяток работ лишь одна может быть действительно удачной. И вправду, из десяти оценённых в среднем в $10–12 тыс. в прошлом году ушло лишь наиболее эффектное полотно «Яблоневый рай» (1992, $20 тыс., «Корнерс»), причём с двойным превышением эстимейта. В разделе тематической картины с четырёхкратным превышением стартовой цены продана работа В. Шаталина «Песня бандуриста» ($16 тыс., «Эпоха»).

Произведения в графических техниках традиционно пользовались меньшим, чем живопись спросом и составляли примерно десятую часть коллекций. Этот раздел был представлен довольно интересными лотами. В числе раритетов печатной графики «Эпоха» выставила две цветные литографии В. Тимма, которые входили в издававшийся им сборник «Российский художественный листок»: «Памятник Св. Владимиру в Киеве» (1862, $1 700, эстимейт $800–1 000) и «Аскольдова могила в Киеве» (1862, $1 300, эстимейт $800–1 000). Из представленных в «Эпохе» четырёх прижизненных офортов И. Шишкина два ушло по $400, а один за $550. Не остались без внимания и топ-лоты рождественских торгов «Корнерс», в частности графический «Диптих» из серии иллюстраций к Библии, созданный М. Шагалом в 1950 г. в Ансе. Это первый случай продажи в Украине авторского рисунка Шагала, исполненного тушью и акварелью. Работа с дарственной надписью одному из друзей художника ушла за $25 тыс. Другой топ-лот — акварель М. Беркоса «Зима» (1913) был продан за $29 тыс.

Неожиданно для многих на торгах «Корнерс» в два с половиной раза поднялись в цене парные работы западноевропейских мастеров: гуаши Ж. Жирарде с видами на сад Тюильри и Лувр (1937) при старте в $9 тыс. отданы за $26 тыс., а подкрашенные гравюры М. Стоуна с условным названием «Сентиментальные сцены» (нач. ХХ в.) при старте в $5 тыс. приобретены за $13 тыс. Самым дорогим лотом в разделе графики стал подцвеченный акварелью рисунок Б. Кустодиева «Поэт и дама» (1907). Проходивший ранее на русских торгах и размещённый на обложке каталога Sotheby’s, он ушёл на рождественском аукционе «АртКапитала» за $50 тыс.

В минувшем году аукционный дом «Золотое сечение» решил не ограничиваться традиционной для себя украинской классикой и представил новый для Украины формат продаж — специализированные торги эксклюзивными предметами интерьера 1900–2000 гг. (аукцион «Дизайн»), живописью «неофициальных» художников («Авангард»), а также продолжил освоение нового для отечественного рынка сегмента — сontemporary аrt. По словам совладельцев аукционного дома Михаила и Алексея Василенко, значимость аукционов актуального искусства для молодого украинского арт-рынка трудно переоценить.

А. Клименко. «Земное и небесное едины. Священный праздник бытия повсюду». 2009. «Золотое сечение» — $18 700, эстимейт $14–16 тыс.

 А. Клименко. «Земное и небесное едины. Священный праздник бытия повсюду». 2009.

В последние годы у нас появилось несколько достаточно серьёзных коллекционеров современного искусства, созданы частные музеи, фонды, проводятся фестивали и выставки, стимулирующие его развитие. Однако до сих пор ценообразование было преимущественно стихийным либо зависело от стоимости работ наших художников на международном рынке, хотя вне украинского контекста невозможно оценить ни символический смысл произведения, ни его подтекст. Организаторы надеются, что с внедрением аукционного механизма формирования цен в отечественную систему ценообразования можно ожидать существенных позитивных изменений для всего нашего художественного рынка.

Повышенный интерес к данному направлению возник летом 2009 г., когда для лондонского аукциона Sotheby’s «Современное искусство России и Украины» было отобрано 20 работ украинских художников, девять из которых оказались проданными. Участники нашего рынка своевременно оценили перспективность тенденции и стали включать современное искусство в свои каталоги («Антик-Центр», «Дукат», «Эпоха»).

На дукатовском аукционе «Украинская альтернатива. ХХ» modern art фигурирует как противовес нынешнему конъюнктурному мейнстриму. Поскольку сегодня ещё мало кто рассматривает современное искусство как инвестиционно привлекательное, цены на многие произведения невысоки. Например, работы А. Ройтбурда, входящего в десятку самых дорогих из ныне работающих украинских художников, были проданы почти за символические суммы. На первом аукционе в «Дукате» его коллажи «Портрет. Дамы. В белом» (1990-е гг.) ушли за $1 500 и $1 900, а пейзаж «16 станция Большого Фонтана» (2006) в «Эпохе» — за $7 тыс. На втором аукционе в «Дукате» все три картины минималиста из первого эшелона украинских актуальных художников М. Мамсикова были проданы по старту за $1 000, $1 100 и $1 200. Работы его отца В. Мамсикова, лидера художественного андеграунда 1970-х гг., пользовались спросом на декабрьских торгах в «Антик-Центре»: «Остров в океане» (2008) и «Ночь» (2008) ушли за $5 тыс. и $6 тыс. Наиболее высокие продажи в этом сегменте показали аукционы «Золотое сечение» и «Корнерс». В итоге список самых дорогих произведений современных художников выглядит так:

• В. Раевский. «Выживут только здоровые». 1990. «Золотое сечение» — $29 150, эстимейт $4–6 тыс.

• О. Пинчук. «Ready-made». 2010. «Золотое сечение» — $26 400, эстимейт $15–20 тыс.

• А. Криволап. «Гора». 2010. «Золотое сечение» — $23 100, эстимейт $15–20 тыс.

• А. Ройтбурд. «Opus #02». 2009. «Золотое сечение» — $22 400, эстимейт $25–30 тыс.

• А. Клименко. «Земное и небесное едины. Священный праздник бытия повсюду». 2009. «Золотое сечение» — $18 700, эстимейт $14–16 тыс.

• О. Мась. «Нечеловеческие связи». 2007. «Золотое сечение» — $18 700, эстимейт $17–22 тыс.

• О. Тистол. «Вечер». 2010. «Золотое сечение» — $16 500, эстимейт $8–10 тыс.

• И. Чичкан. «Гоа». 2009. «Корнерс» — $15 тыс., эстимейт $14–18 тыс.

• О. Мась. «Rings». 2008. «Золотое сечение» — $13 200, эстимейт $15–20 тыс.

• В. Рябченко. «Воспитание Балбесина». 1988. «Золотое сечение» — $13 200, эстимейт $15–20 тыс.

 А. Горонович. «Сельская свадьба». 1879. «АртКапитал» — $80 тыс.

А. Горонович. «Сельская свадьба». 1879.

В последние годы в отношении к отечественному неофициальному искусству произошли значительные перемены. Видя, насколько высоко котируется русский нонконформизм на Западе и в самой России, наши антиквары стали включать в торги отдельные работы представителей украинского андеграунда, а затем выделили это направление в отдельную тему. То, что ещё недавно было экспериментом и находилось в духовной и творческой оппозиции к официальному искусству, теперь плавно перешло в разряд антиквариата. Вторую предаукционную выставку в «Дукате» главный редактор «Антиквара» Анна Шерман назвала своего рода просветительским проектом: «Это попытка преподнести коллекционерам и широкой общественности реальную историю украинского искусства, показать, как происходил процесс наследования определённой эстетической и этической традиции от авангарда через андеграунд к modern art». Она убеждена, что искусство украинских нонконформистов достойно столь же высокой оценки, как и творчество их российских коллег.

Под ёмким названием «Украинская альтернатива. ХХ» «Дукат» объединил авангардистов начала ХХ в. (Д. Бурлюк, В. Ермилов), мастеров Парижской школы (А. Кольник, В. Хмелюк, Я. Шапиро) и представителей андеграунда 1960–80-х гг. — участников квартирных выставок, членов известных группировок «Артес», «БЖ-Арт», «Живописный заповедник», «Парижская коммуна» (А. Животков, М. Вайсберг, М. Гейко и др). Многие из этих художников плодотворно работают по сей день. Принципиальной позицией салона «Дукат» стала политика «привлекательных цен». «Мы сейчас находимся в самом начале пути. Рынок художников этих направлений ещё не структурирован, соотношения цен трудноуловимы. Поэтому мы пытаемся формировать цены на работы так, чтобы их было интересно купить. В расчёте на повышение цены в ходе аукциона мы, как правило, ставим стартовую цену ниже рыночной», — пояснил совладелец АД «Дукат» Леонид Комский. В итоге процент продаж на двух первых аукционах составил более 30%.

Аукцион «Авангард», организованный «Золотым сечением», представил вместе известных авангардистов ХХ в. (среди которых были и французские), художников-нонконформистов, членов «украинского культурного сопротивления» 1960-х гг. — таких, как И. Григорьев, А. Горская, П. Заливаха, В. Зарецкий, И. Марчук, М. Штейнберг, В. Хрущ, С. Сычёв, А. Ануфриев, концептуалистов 80–90-х гг. В ходе торгов ушёл 21% работ. Невостребованными остались темперная «Абстрактная композиция» В. Кандинского (1912, эстимейт $120–150 тыс.) и бесценный для истории украинского монументального искусства эскиз мозаики «Знамя победы» (1968, В. Зарецкий, А. Горская, В. Смирнов) для музея «Молодая гвардия» в Краснодоне (эстимейт $30–40 тыс.). Тем не менее, и здесь были свои рекорды. С двойным превышением стартовой цены проданы деревянный «Объект 34» В. Кобылинского (1960-е гг., $8 525, эстимейт $3 500–4 500) и «Женский портрет» А. Ануфриева (1962, $13 200, эстимейт $5–7 тыс.).

О. Мась. «Rings». 2008. «Золотое сечение» — $13 200, эстимейт $15–20 тыс.

О. Мась. «Rings». 2008.

2010 год примечателен проведением торгов в регионах. В августе с аукционом «Живопись и графика. Крымская художественная традиция ХХ–ХХI столетий» в Ялте успешно дебютировала севастопольская галерея «Арт-Бульвар». Первый аукцион прошёл вполне успешно: продажи превысили 40%. Цены на работы были вполне приемлемыми: в пределах $1–2 тыс. можно было приобрести натюрморт или вид романтического уголка Крыма. Из 12 топ-лотов ушли четыре: «Яхты» М. Афанасьева ($7 тыс.), «Мастерская К. Коровина. Гурзуф» П. Столяренко ($8 тыс.), «Горный пейзаж» С. Бакаева ($4 тыс.) и «Весенний натюрморт» В. Цветковой ($5 500). Менее удачными оказались октябрьские торги «Art Bank Investments» в Одессе: их результат — 8% от выставленных 157 лотов. Устроители аукциона — Артстудия Боголюбова, Художественное бюро Михайлова и Одесский археологический музей — предложили коллекционерам картины русских и украинских художников и произведения декоративно-прикладного искусства.

Поскольку главной задачей торгов стало представление одесской живописной традиции как цельного, непрерывно развивавшегося на протяжении 120 лет явления, в подборке фигурировали преимущественно работы тех мастеров, чей творческий путь был связан с одесской землёй — учеников Одесской рисовальной школы и частных художественных студий, выпускников Одесского художественного училища и членов Товарищества южнорусских художников. Среди проданных лотов самым дорогим оказалось полотно «Морской пейзаж» М. Алисова (1918, $80 тыс.), картина М. Божия «Вечер» (1956) ушла за $50 тыс., академический рисунок обнажённого натурщика и пастель с ню К. Ломыкина — за $4 тыс. и $8 тыс. соответственно.

Подытоживая результаты торгов двух минувших сезонов, можно говорить о том, что главным образом приобретались недорогие пейзажи и натюрморты — «для души» и для украшения интерьера. Однако целый ряд примеров убеждает: опытные коллекционеры и арт-дилеры по-прежнему рассматривают качественную живопись как надёжный объект для инвестиций.

Елена Корусь

Полную версию статьи см. в ж. "Антиквар", №1-2, 2011 г.