Журнал Антиквар

Кто задает тон на мировом рынке графики

 

Первое полугодие 2011 г. графические департаменты двух ведущих аукционных домов закончили на подъеме. Торги «Гравюры старых мастеров» и «Рисунки и акварели старых мастеров и британских художников» принесли Christie's соответственно $4,6 млн. (за 80 лотов) и $10 млн. (за 130 лотов). Был установлен рекорд для гравюр Дюрера ($653 тыс за оттиск «Адама и Евы»), а рисунки Микеланджело и Гойи ушли за близкие к рекорду суммы ($5 млн. и $3,65 млн. соответственно). В целом же за первые шесть месяцев текущего года продажи по разделу эстампов у Christie's выросли на 88%. (Для сравнения: продажи по отделу импрессионизма и модернизма за этот же период упали на 23%.)

Выручка Sotheby's от аукциона «Рисунки старых мастеров и британских художников» составила $5,64 млн. (за 167 лотов), а торги «Эстампы» принесли компании $9,7 млн. (за 174 лота). При этом Sotheby's также отметилась несколькими рекордами — $557 тыс. за рисунок Приматиччо, $924 тыс. за монотипию Гогена, $578 тыс. -- за гравюру на дереве Дюрера.

Эксперты тотчас же не преминули заявить об укреплении этого сегмента арт-рынка. В пресс-релизе Christie's, в частности, было отмечено, что результаты вновь учрежденного специализированного аукциона рисунков старых мастеров и британских художников засвидетельствовали надежность рынка и популярность графики как направления собирательства среди частных коллекционеров, музеев и дилеров.

 

«Hа рынке эстампов 60% лотов продаются по цене ниже $1000 и только 11% -- дороже $5000»

 

Впрочем, эти шести- и семизначные цифры ни в коем случае не должны пугать коллекционеров с меньшими финансовыми возможностями. По данным компании Artprice, на рынке эстампов 60% лотов продаются по цене ниже $1000 и только 11% -- дороже $5000. Приблизительно такая же статистика и по рынку акварелей и рисунков. Даже на «топовых» графических аукционах до трети лотов могут составлять уникальные или малотиражные вещи стоимостью до $20 тыс. В случае же с эстампами, отпечатанными большими тиражами (от 150 и выше экземпляров, включая оттиски, сделанные после смерти автора) цены даже на произведения художников первой величины нередко держатся на уровне $1000 - 1500. К примеру, в апреле 2011 на торгах Christie's “Эстампы старых мастеров, модернистов и современных художников” за офорт «Амбар» Адриана ван Остаде заплатили $800, а за лист Жака Калло «Большая охота» -- $1600. Правда, за оттиски из «Больших страстей» Дюрера на тех же торгах покупателям приходилось отдавать от $2000 до $5000. Кстати, начинающим собирателям стоит знать, что графику из нижнего и среднего ценового сегмента Christie's продает в своем офисе в Южном Кенсингтоне. Так, на упомянутом уже аукционе Christie's (апрель 2011 г.) из 288 реализованных лотов только 6 оказались дороже $20 тыс. Причем, в эту шестерку не попали такие знаковые фигуры, как Пикассо, Леже, Вессельман, Уорхол, Бенкси и др. Зато настоящая борьба развернулась за изящную линогравюру «Дождливый день» австралийско-британской художницы Этель Спауэрс. Лист за номером 21 из общего тиража в 50 экземпляров ушел за $84 тыс (эстимейт $4600-7500).


Большая охота. Жак Калло. 1619. Офорт. 195х471мм.

Большая охота. Жак Калло. 1619. Офорт. 195х471мм.

Тем не менее на аукционе «Эстампы модернистов и современных художников» (Christie's, март 2011) тиражная графика Пикассо и Уорхола была в десятке самых дорогих лотов. Цветная линогравюра «Женщина в шляпке» Пикассо (2-й оттиск из 50) была продана за $578 тыс., шелкография «Мэрилин» Уорхола (тираж 250 оттисков) — за $107 тыс. А осенью 2010 офорт «Минотавромахия» Пикассо на Sotheby's ушел за $1,98 млн. Такую высокую цену эксперты компании мотивировали тем, что почти все известные оттиски «Минотавромахии» находятся в музейных собраниях.

Кроме Уорхола и Пикассо, прочные позиции на рынке модернистской и современной графики занимают Эдвард Мунк, Жорж Брак, Хоан Миро, Марк Шагал, творец оптических ребусов голландец Мауриц Эшер, художники немецкого экспрессионизма и американского поп-арта (Френк Стелла, Роберт Индиана, Рой Лихтенстайн, Роберт Раушенберг). Все они охотно сотрудничали с небольшими издательствами-мастерскими, выпуская отдельные листы или целые портфолио офортов, гравюр, литографий и шелкографий. Понятно, что в таком случае всю техническую работу, как правило, выполняли рабочие -- автор же только контролировал процесс воплощения своего замысла.


«Дождливый день»  художницы Этель Спауерс

Дождливый день. Этель Спауерс.

Из мастеров, числящихся по разделу импрессионизма, бесспорно следует отметить Джеймса Уистлера, Эдгара Дега (занимавшегося офортом и монотипией и заразившего последним своим увлечением Писсарро и Гогена) и Тулуз-Лотрека. В прошлом году на аукционе Swann офорт «Ноктюрн» Уистлера продан за $283 тыс., что является рекордом для печатной графики автора. Но на тех же торгах цены на другие листы Уистлера варьировались от $1500 до $30 тыс. Автолитографии Тулуз-Лотрека можно приобрести за несколько тысяч долларов. Но листы с отличным качеством печати и в отличной же сохранности идут по $200-300 тыс. Один из таких образцов - «Мадемуазель Ша-Ю-Ка-О» - выставлен на сентябрьские торги Christie's с эстимейтом £180-220 тыс. Многие относят рисунок пастелью скорее к живописи, чем к чистой графике, поэтому мы оставим в стороне работы Дега в этой технике (стоимость их -- на том же ценовом уровне, что и живопись маслом) и остановимся на офортах и монотипиях.

 

«Монотипии (оттиск с доски в единственном экземпляре), разумеется, стоят на уровне набросков и акварелей мастера — от нескольких десятков до сотен тысяч долларов»


В последние несколько лет на рынке появляются оттиски офортов Дега, сделанные либо с забракованных им досок, либо их промежуточные версии (состояния), однако и такие вещи вызывают интерес у коллекционеров графики. В прошлом году один такой оттиск был продан за $770. Монотипии (оттиск с доски в единственном экземпляре), разумеется, стоят на уровне набросков и акварелей мастера — от нескольких десятков до сотен тысяч долларов. В последние годы заметно выросли цены и на графику подруги Дега американки Мари Кассатт. Ее работы, в целом выдержанные в эстетике импрессионизма, отличает особый женский взгляд и эмоциональность, что было редкостью в преимущественно маскулинном арт-мире 2-й половины XIX в. Год назад цветной офорт Кассатт «Женщина за туалетом» на Christie's ушел за $218 тыс. Кроме того, на аукционах графики импрессионистов, естественно, представлены рисунки, наброски, акварели практически всех заметных представителей этого направления. Стоимость их колеблется в зависимости от имени автора и степени законченности (или скорее выраженности художественного замысла). Карандашный набросок фигуры Дега, в котором угадывается одна из его несостоявшихся купальщиц, может стоить, к примеру, $150-300 тыс., а акварель Синьяка или Будена, где бегло, для себя, зафиксированы натурные впечатления, $15-20 тыс.

Сидящая Ша-У-Као (Мадмуазель Ша-У-Као). Анри Тулуз-Лотрек. 1896. Литография.

Сидящая Ша-У-Као (Мадемуазель Ша-У-Као). Анри Тулуз-Лотрек. 1896. Литография.

На рынке гравюр старых мастеров (XVI-XVIII вв.) уверенно доминируют Дюрер и Рембрандт. Так, на уже упоминавшихся июльских торгах Christie's из 80 проданных лотов 30 составили офорты Рембрандта и 35 — гравюры на металле и дереве Дюрера. Цены, как мы уже отмечали выше, самые разные. Из других имен, представленных в этом сегменте, можно назвать Луку Лейденского, Лукаса Кранаха, Жака Калло, Адриана ван Остаде, Дж.-Б. Пиранези, Гойю, Каналетто.

В сегменте рисунков старых мастеров (XVI - 1-я половина XIХ вв.) столь явных лидеров, конечно же, быть не может. Здесь в равной степени представлены и рисунки безвестных итальянских и нидерландских мастеров XVI-XVII вв., и работы гениев. Чтобы не быть голословными, просто взглянем на перечень лотов июльского аукциона рисунков и акварелей Christie's. В верхнем ценовом сегменте, кроме уже названного Гойи, портрет неизвестного нидерландского мастера (серебряный карандаш, нач. XVI в., $770 тыс.), портрет Лиотара (пастель, $540 тыс.), пейзаж Констебла (кисть, $309 тыс.), штудия фигуры молодой девушки Ватто (карандаш, $174 тыс.), а также рисунки Мурильо, Фрагонара и Делакруа ($136 тыс - $155 тыс.). В нижнем ценовом сегменте ($4 тыс. - 12 тыс.) — несколько работ малоизвестных голландцев, немцев и итальянцев XVI-XVII вв., жанровая сценка Давида Тенирса Младшего, пейзажный набросок Яна ван Гойена, рисунок Теодора Жерико и акварель Делакруа.


«Десяток театральных эскизов Бенуа были проданы за суммы от $2 тыс. до $26 тыс.»


Русская и советская графика на торгах ведущих мировых аукционов, как правило, представлена несколькими десятками лотов. Однако экспертам зачастую удается втиснуть в эти узкие рамки несколько эпох в развитии русского рисунка: академистов и передвижников, мирискусников и авангардистов, художников эмиграции и советского андеграунда. К примеру, на последних русских торгах Bonham's можно было видеть акварели Марьи Маревны, Николая Каразина и Василия Переплетчикова, рисунки Эрнста Неизвестного, Павла Челищева и Роберта Фалька, театральные эскизы, хоть и далеко не лучшие, Льва Бакста и Александра Бенуа. Хотя цены в среднем были на уровне £2000 - £4000, процент реализации был невысок. Стабильным спросом у коллекционеров пользуется архитектурная графика известного искусствоведа Георгия Лукомского, писавшего в свое время и об украинской архитектуре. Вот и на Bonham's два его архитектурных рисунка ушли по £3600 каждый.

Немного поживее было на летних русских торгах Christie's, правда и работы здесь были повыше уровнем. Тщательно сделанный, но несколько приторный рисунок Виктора Васнецова к «Песне про купца Калашникова» был продан за $65 тыс. Блокнот со 120 карандашными набросками Ильи Репина улетел за $415 тыс. Десяток театральных эскизов Бенуа были проданы за суммы от $2 тыс. до $26 тыс. Кажется, успешно возвращаются на западный рынок работы классика грузинской живописи Ладо Гудиашвили. За его гуашь, иллюстрирующую один из эпизодов «Витязя в тигровой шкуре», заплатили $35 тыс.


Иллюстрация к сказке Р.Киплинга "Рики-тики-тави". Курдов В.И.  1934. Картон, акварель. 32,8 х 25,6. Русский музей.

Иллюстрация к сказке Р.Киплинга "Рики-тики-тави". Курдов В.И.  1934. Картон, акварель. 32,8 х 25,6. Русский музей.

В июне 2010 г. аукционный дом MacDougall's впервые провел специализированные торги русской и советской графикой. Здесь, наряду с «проверенными» именами рубежа XIX-XX вв., широко были представлены и классики советского периода. Настоящий фурор вызвали эскизы плакатов, выполненных Александром Самохваловым ($115 тыс.), Алексеем Пахомовым ($162 тыс. за 4 листа) и Николаем Тырсой ($35 тыс.). Также были проданы работы таких признанных мастеров станковой и книжной графики, как Владимир Лебедев ($81 тыс.), Константин Рудаков ($5 тыс), Николай Купреянов ($10,4 тыс), Георгий Верейский ($2,6 тыс.), Татьяна Маврина ($14,2 тыс), Николай Кузьмин ($6 тыс.), Владимир Бехтеев ($7,4 тыс.), Владимир Милашевский ($35,6 тыс.). На следующих торгах эксперты

MacDougall's продолжили вводить в оборот новые для западного рынка имена. В частности, иллюстрация Геннадия Калиновского к «Мастеру и Маргарите» Булгакова ушла за $46 тыс., акварель Валентина Курдова из серии иллюстраций к «Рикки-Тикки-Тави» Киплинга -- за $22 тыс., акварель Артура Фонвизина — $5,5 тыс. В то же время на международном рынке практически не представлена (и, очевидно, невостребована) русская и советская тиражная графика, в частности, такие самобытные явления, как ксилография 1920-х или линогравюра 1960-х.

Изредка всплывает на международном рынке и графика украинских художников. За последние годы на Sotheby's были проданы несколько рисунков в смешанной технике (театральные эскизы) Анатоля Петрицкого (от £10 тыс. до £56 тыс.) и рисунок углем Александра Богомазова (£3,824). С аукциона Bonham's в 2008 ушел прелестный портрет девочки работы раннего Михайла Жука (£7200), на краковском аукционе DESA как-то фигурировала линогравюра Леопольда Левицкого (эстимейт $300), а на небольших американских и канадских аукционах часто можно увидеть ксилографии Якова (Жака) Гниздовского ($200 - $1000). Если желать большего, то это уже будет зависеть от украинских аукционных домов, дилеров и коллекционеров.

Святослав Яринич

Полную версию статьи см. в журнале "Антиквар", сентябрь 2011 г.