Журнал Антиквар

Антикварные броши. «В ком есть толк, тот не пропадет»


«…Кухарка приделала к сломанному концу иглы сургучную головку и заколола иглой свой шейный платок.
— Вот теперь я брошка! — сказала штопальная игла. — Я всегда знала, что займу высокое положение: в ком есть толк, тот не пропадет».
Г. Х. Андерсен. «Штопальная игла»

Когда-то наши бабушки были в восторге от брошей — пожалуй, самого распространенного женского украшения первой половины ХХ в. Скромные по внешнему оформлению, но изготовленные из дорогих материалов, или эффектные и недорогие, они служили красивым дополнением к одежде и подчеркивали индивидуальность владелицы. Спустя время о брошах забыли, но теперь можно говорить о новой волне интереса к этим изысканным вещицам, — ведь мода, как известно, возвращается. Брошки вновь заняли свое место в ювелирных магазинах и отделах бижутерии, но некоторым модницам хочется украсить свой наряд вещью «с историей», приобретенной у антиквара или на аукционе. Сегодня на специализированных торгах можно найти украшения практически всех ювелирных фирм XIX–XX вв. Не претендуя на полноту обзора и намеренно обходя вниманием сверхдорогие украшения, остановимся на некоторых изделиях, представляющих коллекционный интерес.

Начнем, пожалуй, с камей (геммы с выпуклой резьбой, известные еще с Античности), которые вошли в моду с распространением стиля ампир и стали чрезвычайно популярны в Европе, а затем и в России. Их коллекционировали, оправляли в бриллианты, хотя материалом для самих камей служили недорогие перламутровые раковины (стоимость таких украшений сегодня — $400–3 000), кораллы ($600–1 500), оникс или другие разновидности халцедона. Камеи не выходили из моды довольно долго и даже в начале XX в. не потеряли своей актуальности.

Наряду с бриллиантами, сапфирами, изумрудами и рубинами, которые всегда оставались привилегией знати, в начале XIX в. широкое распространение получают аквамарин, агат, топаз, сердолик, оникс, а в 1830-х гг. — коралл и гранаты. Осваиваются новые виртуозные техники. Примером могут служить броши с миниатюрными мозаичными изображениями, мода на которые пришла из Италии в 20–30-е гг. XIX в. Набранные из мельчайших кусочков смальты круглые, овальные или квадратные композиции составляли декоративные узлы ожерелья, вставлялись в щитки колец, служили основой брошей. Сюжеты мозаик были самыми разнообразными: архитектурные памятники, букеты, птицы или бабочки на ветке с цветами ($100–300).

В последние два десятилетия XIX в. пользовались популярностью броши в виде полумесяца, подковы ($200–350), бантика или букета цветов ($800–2 000), броши, состоящие из нескольких звеньев золотой цепи или в виде двух параллельных палочек, а также старинные монеты и медали, оправленные в золото.

В 80-е гг. брошь, наряду с ожерельем, серьгами и браслетом, надетым поверх перчаток, считалась обязательным дополнением бального туалета. К 90-м гг. модной «униформой» женщин становятся блузки и юбки с широкими кушаками. И здесь не приходится говорить о роскошных дорогих украшениях: чем ближе к концу века, тем короче становится их перечень. Упрощение костюма приводит к тому, что ювелирные изделия почти выходят из употребления в повседневной жизни. Броши все чаще выполняют из неблагородного металла, покрывая его толстым слоем позолоты. При этом вставки делают из натуральных камней — цитринов, топазов, агатов, опалов и др. ($150–250).

Рубеж XIX–XX вв. ознаменовался появлением стиля модерн. Один из самых прославленных ювелиров того времени Рене Лалик в качестве материалов для своих шедевров использовал хрусталь, перламутр, эмаль, слоновую кость, панцирь черепахи. На аукционах его броши-стрекозы и броши-бабочки стоят очень дорого и заполучить их — мечта любого серьезного коллекционера.

Неизменным спросом на антикварном рынке пользуются также изделия, выпущенные ювелирной фирмой «Фарнер». Компания была основана в Германии в 1855 г., а с 1883 г. управлялась Теодором Фарнером. Некоторые украшения, сделанные по эскизам известных художников (например, Джозефа М. Олбрича) выпускались ограниченным тиражом. Позже фирма приобрела популярность благодаря изделиям необычных геометрических форм, ассоциирующихся с эпохой джаза и движением ар-деко. Сам Фарнер считал, что настоящая ценность произведения определяется художественностью, а не стоимостью материалов. Его эксклюзивные украшенные с кораллами, горным хрусталем или марказитом представляют коллекционную ценность и теперь, особенно если на них стоит марка компании ($250–1 500). На всемирной выставке в Париже в 1900 г. украшения Фарнера завоевали серебряную медаль.

В середине 1930-х гг. крупнейшим производителем украшений в США, а позже в Британии и Канаде становится компания «Коро» (с 1937 г. «Корокрафт»), основанная в 1901 г. Э. Кохом и Дж. Розенбергом (из начальных слогов их фамилий и образовано название). Компания выпускала широкий ассортимент изделий — как дешевых, так и дорогих ($20–400). Несмотря на то, что большинство украшений было рассчитано на средние слои общества, их качество очень высоко. Дизайнеры фирмы Адольф Кац, Оскар Плакко, Джин Верекьо использовали множество мотивов: цветочных, растительных и анималистических. Их оригинальные броши-близнецы («Coro Duette») с запатентованным механизмом, позволявшим соединить два зажима для платья в одну большую брошь, совсем непросто найти на антикварном рынке, а потому они пользуются повышенным спросом у коллекционеров.

Брошь Coro Duette. 1930-е гг.

Легендарная Коко Шанель явилась первым дизайнером в мире, включившим в свои модные коллекции бижутерию — броши, бусы, колье. «Мне наплевать на драгоценности. Они ничего не добавляют к радости жить. Украшений должно быть много. Если они настоящие — это отдает хвастовством и дурным вкусом. Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих. Украшения ставят свою метку на эпохе. Я бы хотела, чтобы моя была отмечена бижутерией „Шанель“», — говорила она. В своем парижском магазине Коко открыла бутик аксессуаров и бижутерии, с помощью которой можно было легко превратить повседневное платье в вечерний наряд. И если в одежде она была минималисткой, то в украшениях ее «византийский вкус» проявился ярче всего. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. Шанель выпустила серию брошей из покрытого эмалью свинца, украшенного горным хрусталем. Большинство из них — фигурки кошек и лягушек. Считается, что все они были сделаны во Франции, хотя некоторые из них изготовлены в Америке (их цена доходит до $3 000).

«Американской Коко Шанель» называли в 1930-е гг. Хэтти Карнеги, приехавшую в США из Австрии в возрасте 14 лет. Новизна и высокое качество ее ювелирных украшений до сих пор вызывают восхищение. Поскольку Карнеги привлекала к работе разных дизайнеров, ее украшения не выдержаны в каком-то едином стиле. Из постоянно повторяющихся мотивов назовем цветы, фрукты и листья; восточное влияние заметно в брошах в виде стилизованных животных. Любимыми материалами Карнеги в весьма необычных комбинациях были эмаль, искусственный жемчуг, горный хрусталь и стеклянные бусины.

Еще один австриец по происхождению, Юджин Джозеф благодаря своим творческим способностям и коммерческой хватке стал лучшим дизайнером и поставщиком украшений для ведущих студий Голливуда. Основав в 1935 г. собственную компанию «Джозеф из Голливуда», он создал огромный фонд украшений, которые не продавал студиям, а давал напрокат на время съемок. С 1937 г. он занялся развитием удивительно успешной линии украшений на продажу: изделия копировались с оригиналов, принадлежавших кинозвездам, или делались похожими на те, которые были на них в фильмах. Список актеров и актрис, носивших украшения от «Джозефа из Голливуда», впечатляет: Грета Гарбо, Вивьен Ли, Кларк Гейбл, Эрол Флинн. Рита Хейворт запечатлена на одной из фотографий с крупной брошью в виде краба, держащего створку раковины с жемчужиной. «Если вы хотите коллекционировать, начинайте с брошей, потому что для них вы найдете наилучшее применение», — советовал легендарный дизайнер.

Именно так и поступила бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, имеющая в своем арсенале более 300 брошей. В прошлом году большая их часть экспонировалась в нью-йоркском Музее искусства и дизайна на выставке, приуроченной к выходу книги «Читайте по моим брошкам». В ней известный политик рассуждает о своих украшениях как о дипломатическом оружии. По выбору броши для пресс-конференции все могли заранее составить представление о том, какие новости она собирается сообщить: «Если мы готовились к чему-то хорошему или радостному, то я выбирала брошь в виде цветов или воздушных шариков. В плохие дни я носила броши в виде каких-нибудь жучков или даже оружия. В конце концов, это стало своего рода сигнальной системой».

Умело использовала броши для дополнения своего образа и бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Она даже ввела собственное правило их ношения, являясь каждый день на работу с новым аксессуаром. «Они выражают состояние моей души», — любила повторять «железная леди». Говорили, что по виду броши можно было определить ее настроение в этот день.

На многочисленных аукционах можно купить броши, созданные лучшими ювелирными фирмами. Их цена нередко доходит до нескольких миллионов долларов. Но создать свой стиль поможет и скромное винтажное украшение из янтаря, стекла и даже пластмассы, приобретенное за символическую сумму или просто найденное в бабушкиной шкатулке. Главное — суметь его эффектно подать.

Наталья Парамонова

Полную версию статьи см. в журнале "Антиквар", № 9, 2010 г.