Журнал Антиквар

Художник всех школ

10.12.2012

Х.В.Э.Дитрих. Итальянский пейзаж с мостом. 1750-е гг. Х.м.

В Эрмитаже открылась выставка "Художник всех школ". Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих (1712-1774)", посвященная 300-летию со дня рождения замечательного немецкого живописца, пользовавшегося при жизни признанием и широкой известностью как в Германии, так и во всей Европе. Дитрих прославился как "художник всех школ"  – мастер, способный воссоздать в своих работах манеру любого знаменитого предшественника.

Однако после смерти художника потомки стали резко критиковать его работы, причем именно за те качества, которыми восхищались современники: эпигонство, компилятивность, имитаторство. С тех пор взгляды и вкусы публики и художественных критиков менялись. Сейчас слышно все больше голосов, воздающих должное заслугам саксонского мастера.

В России имя Дитриха известно очень мало, в основном коллекционерам, у которых до сих пор хранятся его живописные и графические произведения. Иногда они существуют под именами других художников, обычно голландских живописцев 17 века, которым мастер чаще всего подражал, следуя вкусам своих соотечественников и современников, предпочитавших голландскую живописную школу предыдущего столетия всем остальным европейским школам.

Х.В.Э.Дитрих. Морской берег с развалинами башни. 1753. Х.м.

Дитрих учился живописи у известного саксонского пейзажиста Иоганна Александра Тиле, который представил его ко двору Августа Сильного как многообещающее юное дарование. Его покровителем стал саксонский министр, известный коллекционер и меценат граф Генрих Брюль. Художнику повезло жить и творить во времена саксонских правителей курфюрста Фридриха Августа I или Августа Сильного (1670-1733), ставшего польским королем (Фридрих Август II), и его сына курфюрста Фридриха Августа II (король польский Фридрих Август III), которые считали поощрение искусств важной государственной задачей. Благодаря крупному архитектурному строительству Дрезден стал одним из красивейших городов Европы. К 1732 архитектором М.Д. Пеппельманом было завершено строительство знаменитого Цвингера, где впоследствии разместилась Картинная галерея Дрездена. Отечественные художники не были представлены в придворной картинной галерее. Исключение составляли только работы Дитриха, который научился подражать европейским образцам с мастерством, позволявшим саксонским правителям и другим заказчикам размещать его картины рядом с итальянскими, французскими, и особенно любимыми голландскими. Им подражали в то время многие немецкие живописцы: И.К. Зеекатц, И.Г. Траутман, Х.Г. Шютц, Ю. Юнкер и другие, однако Дитрих завоевал несравнимо большее внимание специалистов. Его феномен заключается в том, что в лучших своих вещах, как картинах, так и графических работах, сквозь старательное и умелое подражание проступает его личное ощущение образа, особенно это касается пейзажа, в котором ему удается передать моментальное состояние природы и пронзительное настроение. Это касается в наибольшей степени пейзажей 50-х годов, выполненных по итальянским впечатлениям и рисункам, сделанным во время краткого пребывания в Италии в 1743 ("Пейзаж со стадом", "Морской берег с развалинами башни", "Итальянский пейзаж с мостом", "Пейзаж с рекой между скал"). Такой творческий толчок ему дали не только природа Италии, но и работы итальянца Дж.Б. Кастильоне, а главное – итальянизирующих голландцев, в первую очередь Н. Берхема, Я. Бота, А. Кейпа и А. Эвердингена.


Х.В.Э.Дитрих. Пейзаж со св. Вильгельмом. 1740-е гг. Офорт

Эрмитажное собрание живописи Дитриха является самым крупным за пределами Германии. Из 31 хранящихся в Эрмитаже картин 22 подписаны или монограммированы. Их количество и состав позволяют достаточно полно представить жанровое многообразие творчества мастера. Эта юбилейная выставка – первая монографическая экспозиция, посвященная творчеству саксонского художника. Многие его произведения впервые представлены на суд зрителей. Они до сих пор не покидали запасников музея. Особенно интересны в этом отношении четыре больших декоративных полотна, изображающих пейзажи с животными, написанные в ранний период творчества и свидетельствующие уже о достаточно зрелом мастерстве живописца.

Не меньшей известностью, чем картины, пользовались графические произведения Дитриха. Его офорты также были подражаниями мастерам прошлого. Часто в  справочниках названия многих его эстампов имеют примечания: "в манере Рембрандта", "во вкусе Йорданса"", "в манере Сальватора Розы". Высшей точки мастерство Дитриха-офортиста достигло в период 1739-середины 1750-х годов, когда им было создано около 40 листов, в основном в жанре пейзажа. Собрание гравюр Дитриха в Эрмитаже весьма значительно по своему объему и происхождению. Оно включает большое число редких оттисков ранних состояний. Лучшие из них экспонированы на этой выставке. Представление о творчестве мастера дополняет небольшое количество его рисунков, созданных им в разных жанрах.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог. Куратор выставки – Мария Гарлова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

До 24 февраля 2013 года

Источник: Государственный Эрмитаж