Журнал Антиквар

«Корнерс»: летние торги

08.06.2011

 

На аукцион была выставлена коллекция из 182 лотов, включавшая украинские и русские иконы, классическую живопись и графику, работы мастеров русской эмиграции и авангарда, картины украинских художников разных поколений. Суммарный эстимейт коллекции составлял $2 млн., а стартовые цены колебались от $300 до $120 000. Новых владельцев обрели 82 произведения, что составило 45% от общего числа лотов, — вполне успешное завершение весенне-летнего аукционного сезона.

Как всегда многогранно была представлена русская и украинская живопись XIX — начала XX вв. В числе лотов были пейзажи М. Алисова, С. Виноградова, А. Ганзена, Ю. Клевера, К. Крыжицкого, Л. Лагорио, А. Мещерского, В. Поленова, П. Петровичева, А. Рылова, Н. Сергеева, Л. Туржанского и др. Именно в этом разделе были зафиксированы самые высокие ценовые показатели.

Наивысшего эстимейта в $140 000–170 000 удостоился салонный пейзаж «Лесная речка» любимого живописца императорской семьи Юлия Клевера. Этот топ-лот ушёл с молотка по нижнему эстимейту, превысив стартовую цену на $20 000. Привлёк внимание коллекционеров и «Женский портрет» замечательного русского художника Леонида Жодейко. Новый владелец получил возможность любоваться выразительной женской головкой за $55 000 (эст. $50 000–$70 000). За такую же сумму, по старту (эст. $70 000–$90 000) был продан изумительной красоты «Пейзаж» основателя закарпатской школы живописи Адальберта Эрдели. Не остались без внимания и три романтических пейзажа великой княгини Ольги Александровны Романовой, которые при старте в $9 000 ушли за $11 000.

Удивительно, но из пяти выставленных на аукцион великолепных произведений Николая Глущенко проданными оказались лишь два: «Майская ночь» (эст. $30 000–40 000, продажа по стартовой цене в $25 000) и монотипия «Полевые цветы» (эст. $2 500–3 000, продажа $1 500). Невостребованными остались: масштабное полотно «Весна в Карпатах» (эст. $60 000–80 000), картина «В мастерской» (эст. $35 000–45 000), на которой Николай Петрович изобразил за мольбертом свою внучку, и работа парижского периода «Городок во Франции» (эст. $20 000–30 000). Совершенно неожиданный результат, тем более при таком провенансе: работы происходят из семьи художника и впервые выставлены на аукцион его наследниками.

Удивило и то, что из трёх работ Виктора Зарецкого сменила своего владельца лишь одна — «В автобусе» (эст. $25 000–35 000, продажа по старту $15 000).

В итоге топ-десятка наиболее дорогих проданных лотов выглядит так:

1. Ю. Клевер. Лесная речка. 1-я четв. XX в. — $140 000

2. Л. Жодейко. Женский портрет. 3-я четв. XIX в. — $55 000

3. А. Эрдели. Пейзаж. 2-я четв. XX в. — $55 000

4. Н. Бодаревский. Ценительница прекрасного (парные работы). Последняя четв. XIX в. — $37 000

5. А. Рылов. Летний пейзаж. 1933 — $35 000

6. М. Эрасси. Горное озеро. Последняя четв. XIX в. — $30 000

7. Н. Глущенко. Майская ночь. 1966 — $25 000

8. В. Поленов. Палестинский пейзаж. 1880-е гг. — $18 000

9. В. Зарецкий. В автобусе. 1989. — $15 000

10. Е. Вжещ. Городок Маков под Краковом. Нач. XX в. — $13 000

Как обычно, пользовалась успехом западноевропейская живопись: картины в средней ценовой категории от $1 500 до $10 000 охотно покупались для украшения классических интерьеров. В этом сегменте как раз и разгорелись самые азартные торги. Цена за парные работы французского живописца Шарля Делорта «В мечтах» и «Экипажи на площади Конкорд» выросла с $1 800 до $9 000, превысив верхний эстимейт более чем в 2,5 раза. Пришлось побороться покупателям и за «Вид на мост Конкорд», созданный художником украинского зарубежья Ильёй Павилем. Картину купили за $7 000, что оказалось выше стартовой цены на 40%.

Характерной особенностью этой аукционной подборки стало достаточно большое число качественных работ, эстимейт которых предоставлял отличный шанс для удачной покупки. Практически все работы со стартовыми ценами от $300 до $1 500 продавались минимум вдвое, а то и втрое дороже. С $1 500 до $4 600 поднялась цена на реалистично написанный «Виноград» (1956) украинского художника Александра Годунова. На 50% превысила эстимейт фигуративная композиция «Ритмизированный бег» (2011) молодого художника Эдуарда Приходько (старт $1 000, продажа $3 000). В два раза, при старте $1 800 возросла цена на картину Виктора Рыжих «Венеция» (1994). За $2 200 при старте в $900 была продана картина «Чаепитие» (1970-е гг.) представителя второй волны одесского авангарда Анатолия Асабы. Авторскую литографию Сальвадора Дали «Впечатления от Африки» (1980-е гг.) при старте в $1 500 купили за $3 000.