Коллекционирование лампад

В XVIII–XIX вв. металлические лампады делались ажурными. В них вставляли стаканчики для масла из цветного стекла. Лампады изготовляли из меди, латуни, серебра. Декорировали стилизованным резным или гравированным орнаментом, сканью, эмалями, драгоценными камнями, стеклом.

Зажжение во время молитвы перед иконой свечи или лампады является одним из самых распространенных действий в православном ритуале. 

В древних притчах говорится о том, что огонь, разгоняющий тьму неверия, — это своего рода маяк, указывающий путь человеческой душе. Недаром сотворение света и отделение его от тьмы (см. Быт 1:3–5) было одним из первых актов Творения. Сам же светильник является символом присутствия Божия. Считается, что лампада (сосуд, в котором зажигаются свечи или масло) берет свое начало от античных масляных светильников, использовавшихся как в быту, так и в ритуальных обрядах и мистериях. Подобные лампы знали еще во времена первых христиан, вынужденных из-за гонений укрываться в катакомбах и пещерах. Ранние лампады изготавливались из терракоты, глины и бронзы. Наиболее распространены металлические светильники, которые можно разделить на несколько видов по способу их фиксации перед иконой.Подвесная лампада представляет собой чашеобразный сосуд с тремя фигурными ушками, к которым прикреплены цепи, замыкающиеся вверху на круглой бляхе с колечком — «коптильнике».

В XII–XIII вв. были распространены небольшие бронзовые лампадки, украшенные рельефным орнаментом. Они имели поддон и подвешивались на трех—пяти цепях к коптильнику в форме звезды. Некоторое время на Руси использовали лампадофоры — литые ажурные диски с гнездами для нескольких лампад. Такие светильники попали к нам из Византии и Крыма, где они были достаточно широко распространены со времен Средневековья.
Различают также привесные или спускные лампады, крепящиеся перед иконой на специальном кронштейне. Среди таких лампад встречаются экземпляры, имеющие вверху вместо коптильника еще одну, меньшую, чашу, выполненную нередко в виде иорданской сени («ярданная»).

В XVIII–XIX вв. металлические лампады делались ажурными. В них вставляли стаканчики для масла из цветного стекла. Лампады изготовляли из меди, латуни, серебра. Декорировали стилизованным резным или гравированным орнаментом, сканью, эмалями, драгоценными камнями, стеклом. В нижней части чашку украшали «яблоком», к которому иногда крепили подвески в виде цепей с камнями. В XIX в. серебряные лампады производились как крупными фирмами, так и отдельными мастерами, в том числе специализирующимися только на изготовлении церковных предметов. В соответствии с правилами клеймения изделий из драгоценных металлов пробирные и прочие клейма ставились на горловине чашки, на коптильнике и на цепях, если они были сделаны из серебра.

Во второй половине XIX в., наряду с дорогими лампадами, для домашнего обихода выпускали и более дешевые — штампованные, латунные. Иногда их тоже украшали: коралловыми вставками (на Украине), имитацией бирюзы, стеклом. В это же время стали популярными и цельные стеклянные лампады, полностью повторявшие форму металлических аналогов. Такие лампады имели тулово ступенчатой или овоидной формы, с узкой горловиной и отогнутым венчиком. От тулова отходили три стеклянных ушка для крепления цепей. Кроме того, использовались поставные и стационарные лампады. Как правило, их изготавливали из фарфора в виде кубка или чаши на стояне. Встречаются также поставные лампады в форме фонаря.

Как любой предмет старины, лампады можно коллекционировать. Они привлекают не только формой, материалами, технологическими или художественными приемами исполнения: живой огонь зажженной лампады, проходящий через ажур металла и преломляющийся сквозь цветное стекло, приносит умиротворение душе и создает в доме атмосферу покоя, которого так не хватает всем нам.

Ольга Беспятова

Полную версию статьи см. в ж. “Антиквар”, № 4, 2010 г.