Журнал Антиквар

Фарфоровые пляжницы Ольги Рапай и Оксаны Жникруп

Елена Корусь, искусствовед

В обзоре произведений, связан­ных с пляжным отдыхом, нельзя не упомянуть фарфоровые статуэтки киевских скульпторов Ольги Рапай и Оксаны Жникруп. По ходу заме­тим, что в сравнении с классической для искусства всех времён темой ню, пляжные сюжеты не нашли широко­го отражения в отечественной фар­форовой пластике. Ими заинтере­совались, пожалуй, ещё художники Рижского (Э. Эллер) и Краснодарско­го фарфоровых заводов (В. Мельник, Э. Гаранько). Пляжницы Оксаны Жникруп и Ольги Рапай необыкновенно вы­разительны. В этих фигурках вопло­щён образ горожанки рубежа 1950–1960 х гг., ощутившей себя чуть более свободной, эмансипированной, модной. В них чувствуется дух време­ни, дух перемен, пришедших в жизнь и в искусство вместе с хрущёвской “оттепелью”.

Женственность и красота были лейтмотивом творчества обеих художниц, воплощавшимся ими в образах артисток, балерин, ли­тературных героинь. Купальщицы Оксаны Жникруп лиричны, за­думчивы, погружены в тихое со­зерцание. Передаче этого состояния способствует обобщённая лепка фи­гур. Особенно красив обтекаемый силуэт девушки со струящимися светлыми волосами (композиция «У воды»). Хотя сама художница отдыху на Днепре предпочитала Черноморское побережье Кавказа, время от времени она посещала и киевские пляжи. В семейном ар­хиве сохранилось немало снимков, сделанных на Трухановом острове. На одном из них Оксана Жникруп запечатлена на излюбленном фото­графами фоне панорамы правого берега, на другом — во время заня­тий гимнастикой. Что тут скажешь: и правда, стройна, как берёзка!.


Работа Оксаны Жникруп

Несколько дерзкой для своего времени выглядит серия сувенир­ных фигурок Ольги Рапай под на­званием «Пляж» (1959). Наблюда­тельный скульптор представляет нам пляжниц «во всём разнообра­зии» — брюнеток и блондинок, ху­дых и полных, юных и бальзаков­ского возраста. Каждая из пяти её героинь — индивидуальность, демонстрирующая свой нрав с помощью костюма, позы, жеста. Дама в шляпе застенчива, а откинув­шаяся назад и подставившая лицо солнцу блондинка, наоборот, раскрепощена.

Лежащую на животе девоч­ку автор наделила беспечностью, модницу в очках и косынке — самоуверенностью, а над жующей яблоко тостушкой она явно подтрунивает. Вообще, рисовать шаржи Ольга Рапай была не прочь, что подтверж­дает её альбом карикатур на коллег по фарфоровому цеху КЭКХЗ (архив Л. Лозовой). В нём остроумно показаны и производственные моменты, и эпизоды поездок на уборку свёклы, в творческие команди­ровки или отпуск. На одном из рисунков, созвучном нашей теме, Ольга Рапай изобразила себя и своих подруг — Оксану Жникруп и Сусанну Сарапову, от­дыхающими на морском побережье.


Работа Ольги Рапай

Будто на манекенах демонстрирует художни­ца на фарфоровых пляжницах различные модели солнечных очков, шляпок, купаль­ных костюмов, которые в авторском и тиражном исполнении разными заводами (КЭКХЗ, ПЗХК, КФЗ) имели несколько вариантов дизай­на и росписи. И это неудивитель­но, ведь тема женской моды была близка мастеру: О. Рапай некоторое время состояла в художественном совете Общереспубликанского дома моделей обуви и на общественных началах читала лекции на семи­нарах творческих работников лёгкой промышленности Киева. К тому же, вместе с подругой Ок­саной Жникруп она увлекалась шитьём: Оксана рисовала эскизы, а Ольга шила. Заметим, что ку­пить красивый качественный ку­пальник в те времена в СССР было очень трудно, и многие женщины самостоятельно выходили из поло­жения, вооружившись выкройкой из журнала мод. Сначала, впрочем, нужно было эту выкройку найти.

В советской периодике интересные модели встре­чались разве что в прибалтийских журналах «Rigas Modes» и «Siluett». Иногда удавалось «добыть» пере­водные издания стран бывшего соцлагеря — чешский «Одивани» или болгарский «Божур», на которые су­ществовала лимитированная подписка. Киевские модельеры, похоже, не уделяли особого внимания пляжным нарядам, а потому в наших журналах про­ще было встретить вкладыш Московского дома моде­лей, нежели разработки киевских художников.

Дочь Оксаны Жникруп вспоминает, что отече­ственные ситцевые купальники с обычной грубой резинкой были тогда не в почёте у девушек. И они предпочитали покупать модные модели на контра­бандном рынке неподалёку от Одессы, известном сегодня как «7 й километр». Стоит ли говорить, какие деньги платились за эти вещи…

В наши дни рассказы о приключениях, связанных с приобретением «сногсшибательных» очков, босоно­жек или купальников, могут вызвать лишь улыбку. Теперь всего этого у нас вдоволь, а вот за чистым воздухом и красивыми пейзажами приходится ехать далеко — порой гораздо дальше, чем на пресловутую толкучку под Одессой…

Полную версию статьи см. в журнале "Антиквар", №8-9, 2014