Фарфоровые пляжницы Ольги Рапай

Киевские пляжи и фарфоровые пляжницы Ольги Рапай и Оксаны Жникруп

Материал из журнала "Антиквар" №84

Труханов, Гидропарк, Десёнка… Вот уже почти сто лет столичные пляжи в пойме Днепра служат любимыми местами летнего отдыха киевлян и неизменно привлекают внимание фотографов, художников-карикатуристов, живописцев и скульпторов.

Кто бы мог подумать, что киевские пляжи стали популярными благодаря иностранцам. Как утверждают историки-киевоведы, в 1918 г. немецкие оккупанты приспособили Труханов остров для досуга, расчистив берег, поставив скамейки и кабинки для переодевания. Конечно, общественные «купальни» существовали в Киеве и раньше. В конце XIX в. они находились в районе современного Речного вокзала, были разделены на два класса и в соответствии с этим имели разную степень обустроенности. Однако именно немцы во время Первой мировой войны сделали отдых на Днепре массовым. Сохранились архивные фотографии, где рядом с принимающими солнечные ванны людьми запечатлены немецкие солдаты в униформе.

«Пляжницы» Ольги Рапай на Десёнке. Фото Е. Корусь
«Пляжницы» Ольги Рапай на Десёнке.
Фото Е. Корусь

На снимках начала 1930‑х гг. можно видеть специальные деревянные мостки для причаливания лодок с пляжниками, которые курсировали между островом и лодочной станцией, находившейся на Подоле в районе улицы Спасской. Уже тогда сценки «из жизни отдыхающих» привлекали внимание местных художников. На юмористическом рисунке В. Борисовца «Киевский пляж как он есть, или Как киевляне пользуются солнцем, водой и воздухом (почти с натуры)» (1927) изображены разделённые колючей проволокой платный и бесплатный пляжи. Первый пустует, второй переполнен, ведь здесь отдыхающим (среди которых есть даже нудисты) предлагают и с вышки попрыгать, и сделать фото на память, и подкрепиться домашними пирожками с чаем. А рядом со всеми этими прелестями — драка пьяных хулиганов и печальные последствия потребления «не отруйного» мороженого…

Опубликованные в последние годы фотографии 1918–1950‑х гг. свидетельствуют о том, что в летнее время Труханов остров становился по‑настоящему курортной зоной. Приезжие завидовали киевлянам, что те в выходные или после работы запросто могут за какие‑нибудь полчаса-час добраться до реки, в своё удовольствие поплавать и понежиться на тёп­лом песочке. С Крещатика на Центральный пляж горожане попадали, спустившись по лестнице к памятнику Магдебургскому праву, откуда была организована лодочная переправа. Со строительством в 1957 г. Пешеходного моста всё стало значительно проще, и в иные дни на Трухановом острове буквально яблоку негде было упасть.

В. Борисовец. Киевский пляж как он есть, или Как киевляне пользуются солнцем, водой и воздухом (почти с натуры). 1927
В. Борисовец. Киевский пляж как он есть, или Как киевляне пользуются солнцем, водой и воздухом (почти с натуры). 1927

После открытия в 1965 г. водно-развлекательного комплекса «Гидропарк», не менее популярным местом отдыха стала Предмостная слободка. Но и это не всё, ведь ещё были пляжи Наводницкого парка им. В. М. Примакова, Русановки, Вигуровщины и Наталки (современная Оболонь). В 1950–1970‑е гг. их посещаемость была феноменальной. Пляжи считались гордостью города и местной достопримечательностью. Сделанные там в разгар сезона снимки непременно включались в фотоальбомы по Киеву.

Возможно, именно массовая популярность перечисленных нами мест отдыха подвигла замечательного художника и театрального декоратора Александра Хвостенко-Хвостова пополнить свою серию киевских видов изображением Центрального пляжа. Его тщательно исполненные панорамы городских площадей и улиц сохранили для истории архитектурный облик столицы 1950‑х гг., который, увы, за 60 с лишним лет неузнаваемо изменился. Как изменилась и запечатлённая на полотне панорама Старокиевской горы, где ещё нет ни Речного вокзала, ни заново возведённой церкви Рождества Христова, ни фешенебельных отелей, закрывающих собой арки фуникулёра.

Пляж на Трухановом острове. Воспроизводится по: Н. Ф. Козловський. Київ та кияни. — К., 1969
Пляж на Трухановом острове. Воспроизводится по:
Н. Ф. Козловський. Київ та кияни. — К., 1969

Пляжной теме посвящено и несколько картин Владимира Иосифовича Беляка, автора живописной серии «Киев» («Киев. Гидропарк. Венецианская протока»,1970; «Киев. Труханов остров. Центральный пляж», 1974). В отличие от А. Хвостенко-Хвостова, он выбрал более уединённое место Труханова, откуда сквозь тонкие прибрежные деревья просматривается Пешеходный мост.

В обзоре произведений, связанных с пляжным отдыхом, нельзя не упомянуть фарфоровые статуэтки киевских скульпторов Ольги Рапай и Оксаны Жникруп. По ходу заметим, что в сравнении с классической для искусства всех времён темой ню, пляжные сюжеты не нашли широкого отражения в отечественной фарфоровой пластике. Ими заинтересовались, пожалуй, ещё художники Рижского (Э. Эллер) и Краснодарского фарфоровых заводов (В. Мельник, Э. Гаранько).

Мостик в Гидропарке. Воспроизводится по: Н. Ф. Козловський. Києве мій. — К., 1977
Мостик в Гидропарке. Воспроизводится по: Н. Ф. Козловський. Києве мій. — К., 1977

Пляжницы Оксаны Жникруп и Ольги Рапай необыкновенно выразительны. В этих фигурках воплощён образ горожанки рубежа 1950–1960‑х гг., ощутившей себя чуть более свободной, эмансипированной, модной. В них чувствуется дух времени, дух перемен, пришедших в жизнь и в искусство вместе с хрущёвской оттепелью.

Женственность и красота были лейтмотивом творчества обеих художниц, воплощавшимся ими в образах артисток, балерин, литературных героинь. Купальщицы Оксаны Жникруп лиричны, задумчивы, погружены в тихое созерцание. Передаче этого состояния способствует обобщённая лепка фигур. Особенно красив обтекаемый силуэт девушки со струящимися светлыми волосами (композиция «У воды»). Хотя сама художница отдыху на Днепре предпочитала Черноморское побережье Кавказа, время от времени она посещала и киевские пляжи. В семейном архиве сохранилось немало снимков, сделанных на Трухановом острове. На одном из них Оксана Жникруп запечатлена на излюбленном фотографами фоне панорамы правого берега, на другом — во время занятий гимнастикой. Что тут скажешь: и правда, стройна, как берёзка!

О. Жникруп. У воды. КЭКХЗ, 1962. Фото Е. Корусь
О. Жникруп. У воды. КЭКХЗ, 1962. Фото Е. Корусь

Несколько дерзкой для своего времени выглядит серия сувенирных фигурок Ольги Рапай под названием «Пляж» (1959). Наблюдательный скульптор представляет нам пляжниц «во всём разнообразии» — брюнеток и блондинок, худых и полных, юных и бальзаковского возраста. Каждая из пяти её героинь — индивидуальность, демонстрирующая свой нрав с помощью костюма, позы, жеста. Дама в шляпе застенчива, а откинувшаяся назад и подставившая лицо солнцу блондинка, наоборот, раскрепощена. Лежащую на животе девочку автор наделила беспечностью, модницу в очках и косынке — самоуверенностью, а над жующей яблоко тостушкой она явно подтрунивает. Вообще, рисовать шаржи Ольга Рапай была не прочь, что подтверждает её альбом карикатур на коллег по фарфоровому цеху КЭКХЗ (архив Л. Лозовой). В нём остроумно показаны и производственные моменты, и эпизоды поездок на уборку свёклы, в творческие командировки или отпуск. На одном из рисунков, созвучном нашей теме, Ольга Рапай изобразила себя и своих подруг — Оксану Жникруп и Сусанну Сарапову, отдыхающими на морском побережье.

Будто на манекенах демонстрирует художница на фарфоровых пляжницах различные модели солнечных очков, шляпок, купальных костюмов, которые в авторском и тиражном исполнении разными заводами (КЭКХЗ, ПЗХК, КФЗ) имели несколько вариантов дизайна и росписи. И это неудивительно, ведь тема женской моды была близка мастеру: О. Рапай некоторое время состояла в художественном совете Общереспубликанского дома моделей обуви и на общественных началах читала лекции на семинарах творческих работников лёгкой промышленности Киева. К тому же, вместе с подругой Оксаной Жникруп она увлекалась шитьём: Оксана рисовала эскизы, а Ольга шила.

О. Жникруп на пляже Труханова острова. 1960‑е гг. Архив Л. Лозовой
О. Жникруп на пляже Труханова острова. 1960‑е гг. Архив Л. Лозовой

Заметим, что купить красивый качественный купальник в те времена в СССР было очень трудно, и многие женщины самостоятельно выходили из положения, вооружившись выкройкой из журнала мод. Сначала, впрочем, нужно было эту выкройку найти. В советской периодике интересные модели встречались разве что в прибалтийских журналах «Rigas Modes» и «Siluett». Иногда удавалось «добыть» переводные издания стран бывшего соцлагеря — чешский «Одивани» или болгарский «Божур», на которые существовала лимитированная подписка. Киевские модельеры, похоже, не уделяли особого внимания пляжным нарядам, а потому в наших журналах проще было встретить вкладыш Московского дома моделей, нежели разработки киевских художников.

Дочь Оксаны Жникруп вспоминает, что отечественные ситцевые купальники с обычной грубой резинкой были тогда не в почёте у девушек. И они предпочитали покупать модные модели на контрабандном рынке неподалёку от Одессы, известном сегодня как «7‑й километр». Стоит ли говорить, какие деньги платились за эти вещи…

В наши дни рассказы о приключениях, связанных с приобретением «сногсшибательных» очков, босоножек или купальников, могут вызвать лишь улыбку. Теперь всего этого у нас вдоволь, а вот за чистым воздухом и красивыми пейзажами приходится ехать далеко — порой гораздо дальше, чем на пресловутую толкучку под Одессой…

Вид на Речной вокзал с Труханова острова. Воспроизводится по: Н. Ф. Козловський. Київ та кияни. — К., 1969
Вид на Речной вокзал с Труханова острова. Воспроизводится по: Н. Ф. Козловський. Київ та кияни. — К., 1969