Журнал Антиквар

Экспертов Sotheby's обвинили в некомпетентности

15.02.2013

На АД Sotheby's подали иск в Высший суд юстиции Лондона, сообщает The Art Newspaper. Истец, некто Ланселот Уилльям Туэйтс (Lancelot William Thwaytes), утверждает, что упустил многомиллионную выгоду из-за того, что аукционный дом при продаже картины «Шулеры» не опознал в ней руку Караваджо.

Картина, принадлежавшая семье Туэйтса с 1962 года, была продана в 2006 году коллекционеру и искусствоведу сэру Денису Махуну (Denis Mahon) за 42 тысячи фунтов. Тогда Sotheby's объявил ее копией XVII века с оригинала Караваджо (около 1594), находящегося ныне в Музее изобразительных искусств Кимбелл (Техас, США).

Однако годом позже Махун установил, что вторые «Шулеры» также были написаны Караваджо. Искусствовед заметил, что часть лица одного из персонажей, закрытая шляпой, была все равно тщательно прорисована художником перед нанесением краски; копиист, очевидно, такого бы делать не стал. Позднее Махун получил разрешение на вывоз картины, в котором она была оценена в 10 миллионов фунтов.

АД Sotheby's настаивает на том, что атрибуция его экспертов  подтверждается видными знатоками Караваджо, «а также самим арт-рынком» — каталог с «Шулерами» широко распространялся среди специалистов, и никто из них не высказал мнения, которое поставило бы под сомнение адекватность цены. Однако и истец опирается на мнения искусствоведов Мины Грегори, Маурицио Марини,  Антонио Паолуччи, директора музеев Ватикана, и реставраторов Томаса Шнайдера и Ульриха Биркмайера (Wadsworth Atheneum).

Справка

Денис Махун, скончавшийся в 2011 году в столетнем возрасте, за свою жизнь атрибутировал несколько оригиналов Караваджо. В 1993 году он выступал за то, что найденное в Ирландии «Взятие Христа под стражу» принадлежит кисти мастера светотени, в 2005-м он, изменив свое предыдущее мнение, то же самое заявил про одно из изображений Иоанна Крестителя.