Журнал Антиквар

Выставка «Інша історія...»

Выставка «Інша історія...» станет уже третьей, которую «Дукат» готовит и проводит совместно с Национальным художественным музеем Украины. В 2013 году мы показывали там произведения Жака Шапиро в рамках «Французской весны», годом раньше — «Стену» Матвея Вайсберга. Но такого масштабного проекта у нас, пожалуй, ещё не было.

Леонид Комский, антиквар, совладелец аукционного дома «Дукат»

Леонид Комский, антиквар, совладелец аукционного дома «Дукат»

Подготовка к нему длилась два с половиной года, а фактически началась гораздо раньше — с тех пор, как аукционный дом стал разрабатывать направление, названное нами «украинская альтернатива». Это условное понятие охватывает и искусство шести­десятников, и авангардистов 1910–1920-х годов, и художников-эмигрантов, влившихся, в том числе, в École de Paris, и наших современников, работающих вне «мейнстрима»… За несколько лет коммерческий проект перерос в исследовательский, хотя, по большому счёту, он являлся таковым с самого начала, ведь мы взялись за малоизученный, «неустоявшийся» материал.

Должен сказать, что в современном галерейном и аукционном бизнесе иногда бывает довольно трудно разделить коммерческую и исследовательскую стороны. Можно ли, например, назвать коммерческим проект «Донкульт», представленный в 2014 году «Корнерсом», нашу «Украинскую одиссею» или «Тени забытых предков» Павла Гудимова? Думаю, что нет, хотя привлечение внимания к какому-либо периоду или явлению, как правило, отражается на арт-рынке. Но суть не в этом, а в том, что благодаря подобным проектам начинает вырисовываться более-менее полная картина истории искусства Украины, происходит формирование культурного контекста, который станет «базовым» и войдёт потом во все учебники.

По сравнению с искусством XIX века и даже авангардом начала ХХ столетия, послевоенный период изучен гораздо хуже. Потому что в поле внимания исследователей попадали лишь те мастера, творчество которых в большей или меньшей степени соответствовало принципам соцреализма. Это были очень сильные художники, и их знали все. Но существовало и неофициальное, альтернативное искусство, известное очень узкому кругу людей, поскольку оно не допускалось в выставочные и музейные экспозиции, на страницы книг и художественных журналов. Теперь всё это предстоит собрать и изучить.

Судя по выставкам, которые уже проводились, по интересу к ним широкой публики и коллекционеров, запрос на «другое искусство» есть. Но удовлетворён он лишь отчасти. Можно вспомнить замечательную выставку произведений одесских нонконформистов, проводившуюся в Киеве в 2009 году, или недавнюю выставку шестидесятников в Национальном художественном музее, однако ни одна, даже самая лучшая, выставка, и ни одна книга не могут восполнить пробел, образовавшийся за десятилетия. Это долгий процесс, это вызов и задача для искусствоведов, культурологов, галеристов, музейщиков, коллекционеров… Общими усилиями мы должны воссоздать возможно полную, непредвзятую картину развития украинского искусства, исправить то «кособокое здание», которое было возведено теоретиками советской поры. И наша выставка — ещё один кирпичик в этом строительстве…

Мы достаточно чётко обозначили временные и географические рамки экспозиции: искусство Киева от оттепели до перестройки — с 1958-го вплоть до 1986 года, когда уже стало «можно всё». За время её подготовки открыли для себя массу нового и интересного, уточнили некоторые факты, понятия, формулировки. Мы общались со многими свидетелями и участниками тех событий, хотя с годами их, к сожалению, становится всё меньше… А ведь это не такая уж далёкая эпоха…

Хочется, чтобы выставка получилась максимально наполненной, «объёмной». Поэтому мы думаем не только о том, что будет висеть на стенах, но и о проведении лекций, показе видеоматериалов, которые помогут погрузиться в то время и информативно, и эмоционально. Только так, на мой взгляд, можно открыть для себя «другую историю» и «другое искусство».