Журнал Антиквар

Современное искусство устами младенца


            Пока мы сокрушаемся по поводу кризиса художественного образования в Украине, киевские культурные институции и музеи, игнорируя лакуны между поколениями, вовлекают детей в мир актуального искусства.

У нас дома тоже была инсталляция - ёлка, а на ней настояще конфеты!” эта реплика, произнесенная семилетним ребенком в одном из залов PinchukArtCentre, заставила меня сначала улыбнуться, а потом серьезно задуматься. Сегодня на территории искусства дети имеют приемущества перед взрослыми они не нуждаются в обнулении культурного опыта находясь в эдаком состоянии святого неведения им еще ничего не известно о постструктуралистском кризисе, дегуманизации искусства и смерти автора. Движимые сильнейшим творческим импульсом, свободные от давления эсхатологических теорий, они верят в мир и людей в нем. Их воображение живо, а восприятие непосредственно. Состояние сознания ребенка это отправная точка, к которой современные художники зачастую возвращаются для того, чтобы в результате явить миру нечто принципиально новое.


Детское мышление не стремится подчинить искусство устаревшим эстетическим категориям. Меньше всего их пока что волнует материальный вопрос, а потому фраза “Я тоже так могу!”, прозвучавшая из уст шестилетнего ребенка, не направлена на обесценивание арт-объекта, а напротив, открывает в нем самом потенциал художника. В пытливых умах каждый день возникают тысячи вопросов, а потому актуальное искусство они воспринимают строго по назначению как метод чувственного исследования двух миров окружающего и внутреннего.
И в чем уж точно не откажешь современным детям, так это в восприимчивости к новым технологиям. Новое поколение свободно существует в условиях невероятного информационного потока, который запросто собьет с ног любого взрослого. Соответственно, детвора сегодня открыта к восприятию новых медиа наряду с традиционными видами искусства.


На базе крупных западных музеев (MoMA, Tate Modern, MACBA и др.) уже давно функционируют семейные программы, созданные для того, чтобы через игру, непосредственную интеракцию с арт-объектами и последующее обсуждение научить детей воспринимать и понимать современное искусство. Как правило, подобные программы делятся на несколько сегментов для разных возрастных категорий. Занятия для малышей от 4 до 10-12 лет состоят из игр, музейных квестов, бесед, творческих и лабораторных занятий. Подросткам предлагают лекции, встречи с художниками и искусствоведами, мастер-классы и задания в форме проектов.


MoMA в 2012 году даже выпустил книгу “What Is Contemporary Art? A Guide for Kids”. Эта невероятно красочная краткая энциклопедия содержит все, что детям необходимо в первую очередь знать об актуальном искусстве. Каждую из двадцати пяти глав, посвященных понятиям формы, материала, основам композиции, жанрам и другим аспектам, иллюстрируют самые популярные экспонаты музея - работы Энди Уорхола, Ива Кляйна, Олафура Элиассона и др. Книга рассчитана на детей от восьми лет, верхняя возрастная черта, естественно, отсутствует. Кстати, энциклопедию можно неоднократно встретить в рейтингах самых популярных книг о современном искусстве наверняка она помогла раскрепостить сознание тысячам обывателей во всем мире.


На сегодняшний день в Киеве образовательные программы для детей функционируют при PinchukArtCentre и Малой галерее музейного комплекса “Мистецький Арсенал” несколько раз в неделю и предлагают юным посетителям те же виды активности, что и их западные коллеги. Детвора знакомится с экспозициями музеев, в игровой форме изучает различные аспекты визуального искусства, а затем, во время творческой части занятия на практике закрепляет приобретенные знания и навыки.


В прошлое воскресенье занятие из цикла “Сімейні неділі” в PinchukArtCenter было посвящено теме симметрии. Под руководством двух очаровательных педагогов, Ольги Шиловой и Екатерины Вронской, группа детей возрастом от 6-ти до 10-ти лет узнала о принципе зеркальной симметрии и попрактиковалась в обнаружении композиционного центра в организованных по этому принципу произведениях, попутно знакомясь с интеллектуально-идейной основой объектов, представленных в музее. Затем, вооружившись ножницами, клеем, пластилином, картоном и бумагой всевозможных цветов и фактур, и рассевшись на подушках в уютной оранжевой комнате, создавали собственные коллажи, применяя новые знания о симметрии и орнаменте.

Нужно сказать, что в эпоху сенсорных гаджетов мои руки изрядно истосковались по тактильным впечатлениям, так что я не удержалась и принялась вместе со всеми кромсать бумагу и разминать пластелин. После занятия я помогала Ольге и Екатерине собирать разноцветные обрезки, завязался короткий разговор, в результате которого мои догадки подтвердились девушки действительно без ума от своей работы. “Дети никогда не лгут, они очень искренние. К тому же, у них всегда шире диапазон того, что они могут принять.” говорит Екатерина. “Поначалу проблемы могут возникать с пониманием нонфигуративного искусства, особенно у детей старше семи лет, ведь образное мышление у них развито намного сильнее, чем абстрактное. Но когда после объяснения, знакомства с такими работами они быстро учатся чувствовать это и сами создают абстрактные композиции, вкладывая туда максимум энергии и настроения.”



Думаю, не возникает сомнений в том, что существование семейных программ на базе двух самых прогрессивных музеев современного искусства это не просто пиар ход, разработанный для того, чтобы идти за трендом. Сегодня, когда благодаря техническому прогрессу искусство окончательно отделилось от мастерства, заниматься им может каждый как минимум в целях саморазвития и познания. А работа с детьми в этой сфере оказывается одним из самых благодарных дел для инвестиции педагогических усилий.



Ника Барциховская