Журнал Антиквар

Визуализация истории

22.06.2012

В Национальном музее истории Украины проходит выставка «Реликвии старого киевского самоуправления. Киеву и киевлянам». В её подготовке приняли участие восемь крупнейших культурно-просветительных и научных учреждений из пяти стран: Национальный музей военной истории Швеции, Музей Войска Польского, Баварская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Национальный музей истории Украины, Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве, Музей истории Киева и Музей Шереметьевых. О целях и особенностях проекта "Антиквар" беседует с одним из его инициаторов, известным коллекционером и меценатом Алексеем Шереметьевым.

— Алексей Евгеньевич, в ноябре прошлого года вы представили журналистам ранее неизвестную печать киевского магистрата XVI в., подтверждающую статус нашего города как одной из древнейших столиц в Европе. На это событие с поразительным воодушевлением отреагировали все ведущие украинские СМИ. И вот теперь этот и другие атрибуты киевской магдебургии смогут увидеть жители и гости столицы.

— Этот выставочный проект имеет для меня особое значение. Его основная задача — осветить историческую основу и демократические принципы старого киевского самоуправления, восходящего к европейской традиции организации жизни города по законам Магдебургского права. Для раскрытия темы необходимо было найти и собрать воедино соответствующие атрибуты, документы, изобразительные материалы, которые рассредоточены по музеям, библиотекам и архивам разных стран. Так, например, из Швеции доставлены знамёна, вывезенные из Киева 360 лет назад в качестве военных трофеев. Причём одно из них является вторым по древности из всех сохранившихся в Европе. Эти флаги и киевские магистратские печати впервые будут представлены вместе как главные символы города. Для меня, коренного киевлянина, этот момент визуализации, материализации киевских святынь очень важен. Равно как и возможность быть причастным к международной акции, объединившей пять стран-участниц.

— В нашей стране мероприятия подобного уровня реализуются обычно в рамках деятельности государственных институций. Как отреагировали западные партнёры на вашу инициативу?

— Пожалуй, это первый в Украине меценатский международный проект такого масштаба. И если бы у меня не было опыта осуществления более 10 проектов, предшествовавших этому, вряд ли удалось воплотить его в жизнь. Европейские музеи отнеслись к нам как к серьёзным партнёрам, заслуживающим доверия наравне с национальными музейными учреждениями. На сегодняшний день это вершина выставочных проектов Музея Шереметьевых. Но я совсем не хотел бы суживать его до рамок «киевской тематики», поскольку в данном проекте весьма ярко и наглядно проявилась просветительская, гражданская, общественная миссия коллекционирования. Ещё раз хочу подчеркнуть: с 1651 г. привезённые нами представительские символы государственности ни разу не были на территории Украины. Чрезвычайно важным и знаковым является то, что вещи, волею судеб разбросанные по миру, снова окажутся рядом, разместившись под крышей Национального музея истории Украины. Примечательно, что находится этот музей недалеко от Софийской площади — того места, где городские знамёна были отданы Янушу Радзивиллу.

В подобных деталях есть определённый магнетизм и даже своего рода мистика — как в легендах о хрустальном черепе или других реликвиях, которые лишь собранные вместе открывают тайное знание. В данном случае — это знание о живой и подлинной киевской истории, об её укоренённости в историю общеевропейскую. Мы сможем увидеть то, что видели и чем дорожили киевляне, жившие 300, 400 лет назад. Таким образом выстраивается неразрывная цепочка времён, событий, личностей…

— С какими дополнительными обязательствами сопряжена организация международного проекта?

— Я в полном объёме почувствовал на себе все трудности, связанные с сопровождением, перевозкой, страхованием экспонатов. Даже представить не мог, насколько это сложно. Но было огромное желание и цель — сделать подарок «Киеву и киевлянам».

Непростое время, непростая экономическая ситуация. И всё-таки мы дерзнули и использовали потрясающую возможность погрузиться в историю Киева, которая, как мне кажется, никого не оставит равнодушным.

— И всё же, вернёмся к процессу взаимодействия с государственными структурами — отечественными и зарубежными. Могли бы вы каким-то образом подытожить этот опыт?

— Тяжелейший, но тем не менее позитивный опыт. Опыт преодоления. В одиночку, без Юрия Константиновича Савчука, я бы с этим не справился… Вероятно, подобные проекты не обходятся без сложностей. Но чем труднее задача, тем интереснее её решение. Международный проект — это огромная ответственность, и не только за конечный успех общего дела. Я говорю ещё и об ответственности на всех организационных этапах перед каждой стороной-участницей. А ведь у каждой страны, каждого конкретного музея бывают ещё и свои, особые требования к страхованию, перевозке, юридическому сопровождению. Понятно, что всё это требует колоссальных организационных усилий и финансовых затрат, которые полностью легли на меня и превысили первоначальные расчёты, ведь под этот проект заказывалось специальное выставочное оборудование, специальное освещение…

— Возникает вопрос: зачем вам эти хлопоты и расходы?

— Я на него давно себе ответил. Мне уже приходилось осуществлять масштабные и дорогостоящие проекты, как, например, реконструкция Михайловской батареи в Севастополе. Для меня это в первую очередь возможность неполитическими средствами создавать важные в культурной и общественной жизни страны события. Я бы сказал, события исторические, имеющие долгий отклик, способные изменить восприятие нашего прошлого. А, может, и повлиять на наше будущее. Конечно, в украинской истории не всё однозначно. Проект «Киеву и киевлянам», по сути, вписывает новые строки в историю города, в историю страны.

Для меня — и я уже говорил об этом — огромную роль в постижении прошлого играет момент визуализации. Я впервые увидел старинные киевские знамёна в реставрационном центре в Стокгольме. Там особая обстановка, особая атмосфера… Всё оборудовано по последнему слову техники, абсолютная стерильность, персонал в белых перчатках… Знамёна хранятся расстеленными на специальных огромных столах. Я прикасался к этим святыням и понимал, какая за ними стоит история. Реальная история.

В начале 1970-х в Киев привозили выставку «Сокровища гробницыТутанхамона». Я знал о ней по рассказам мамы. На меня, советского ребёнка, даже разговоры об этом событии произвели огромное впечатление. Мне кажется, подобные масштабные проекты ценны не только с точки зрения науки и культуры. Очень важен и тот мощный эмоциональный заряд, который они несут — нам всем он просто необходим.

Беседовала Анна Шерман, "Антиквар"