Журнал Антиквар

серебряный юбилей TEFAF

 

16 марта в Маастрихте открывается 25-я Европейская ярмарка изящных искусств, более известная под своим сокращенным названием TEFAF. Это одно из наиболее масштабных и престижных событий такого рода.

В этом году в ярмарке участвуют свыше 250 компаний из 18 стран мира. Участники сгруппированы в девять тематических разделов (живопись, антиквариат, классические древности, рукописи и автографы, графика, дизайн, ювелирное искусство, модернизм и современное искусство, а также специальный проект «Витрина» для галерей, созданных не более пяти лет назад). Весь предоставляемый для продажи материал «просеивается» 29 отборочными комитетами на предмет подлинности и легальности. Общая стоимость выставленных в этом году предметов составляет около $1,3 млрд.

Среди них эксперты выделяют «Сошествие Святого Духа» работы нидерландского мастера XV в. (стенд лондонца Жан-Люка Барони, приобретшего её полтора года назад на аукционе Christie's за £ 4,2 млн.). Украшением бокса Джонни ван Гафтена станет «Молодая женщина за клавикордами» Геррита Доу (дилер приобрел картину пару месяцев назад на аукционе за $3,3 млн. и уже успел очистить её от старого потемневшего лака).


«Сошествие Святого Духа»

Нью-йоркский галерист Отто Науманн, в прошлом году безуспешно выставлявший на TEFAF «Портрет мужчины» Рембрандата за $47 млн., на этот раз решил обойтись вещами подешевле – например, парными портретами мужчины и женщины работы соперника Рембрандта Бартоломеуса ван дер Хельста ($1,85 млн.).

В разделе живописи модернизма обращает на себя внимание натюрморт Поля Гогена, не выставлявшийся почти 100 лет (стенд галереи Dickinson). Швейцарская галерея Salis & Vertes предлагает два «мобиля» Колдера за 380 тыс. и 480 тыс. евро.

Организатором ярмарки является некоммерческая общественная организация, финансируемая самими участниками, что позволяет держать арендную плату на относительно невысоком уровне – 330 евро за кв. м. (для сравнения: 1 кв. м. на лондонской ярмарке Masterpiece стоит для участников 994 евро). Это немаловажный фактор, учитывая, что продажи на TEFAF значительно упали. По словам упомянутого выше Науманна, до кризиса его коллегам по сектору живописи старых мастеров удавалось сбывать со стендов по 20-25 работ, а в прошлом году он не смог продать ни одной работы. Несколько подпортило ситуацию и решение нидерландского правительства увеличить НДС с 6% до 19% (для местных коллекционеров, покупающих работы, ввезенные из-за пределов ЕС). Кое-кто из участников поначалу даже предлагал переместить ярмарку в Брюссель.

Более трезво настроенные маркетологи считают, что ТЕFAF может и далее базироваться в Маастрихте, но одновременно осваивать рынки США и Китая путем организации там дочерних ярмарок. Такую стратегию развития, к примеру, избрал крупнейший форум галерей и дилеров современного искусства Art Basel.


По материалам Bloomberg и The Art Newspaper