Журнал Антиквар

Классики и современники

Индекс материала
Классики и современники
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

Пластика на международных аукционах

Рынок скульптуры по объемам продаж значительно уступает рынку живописи, однако даже за посмертные отливки с моделей «культовых» авторов коллекционеры готовы платить миллионы...

В списке топ-500 художников, составленном аналитиками компании Artprice по результатам международных аукционных продаж 2011 года, оказалось чуть более 50 «чистых» скульпторов. (Даже если считать вместе с поп-артистами, минималистами и концептуалистами, работавшими и работающими преимущественно с объемами и пространством). В первую сотню попали Александер Колдер (№23, $64,4 млн. за 485 лотов), Альберто Джакометти (№27, $53,6 млн., 252 лота), Джефф Кунс (№53, $36,3 млн., 96 лотов), Генри Мур (№60, $32 млн., 409 лотов), Огюст Роден (№66, $28,5 млн., 148 лотов), Ю Мин (№92, $18,9 млн., 125 лотов) и Марино Марини (№93, $18,2 млн., 292 лота). Ещё ниже в этом перечне расположились такие хрестоматийные имена, как Бранкуси (№137), Ханс Арп (№179), Аристид Майоль (№217), Жан-Батист Карпо (№334), Александр Архипенко (№417) и Жак Липшиц (№471).

Общая выручка от работ скульпторов из первой сотни составила в том году $252 млн. или вполовину меньше показателя продаж первого номера списка – китайского живописца Чжан Дацяня ($554,5 млн.). Такой огромный разрыв между рынками живописи и скульптуры объясняется просто: первый имеет дело с произведениями, позиционирующимися как уникальные, второй – с вещами по большей части тиражными. К примеру, за последние лет пять только на аукционах Christie's можно было видеть более 10 отливок знаменитого роденовского «Поцелуя», изготовленных как при жизни мастера, так и после его смерти. Конечно, стоимость их оказывалась намного ниже, чем у равнозначных работ живописцев – современников Родена (скажем, на июньских торгах 2008 года, когда «Кувшинки» Моне ушли за $80,5 млн., «Танцовщицы» Дега – за $26,5 млн., а «Портрет Лизы» Ренуара – за $4,5 млн., отливка «Поцелуя», выполненная в 1910-х, была продана всего за $830 тыс.).

Впрочем, у рынка скульптуры имеется довольно значительный скрытый резерв – пластика «чистых» живописцев. Таких оказывается не так уж мало – Дега, Гоген, Пикассо, Матисс, Модильяни, Миро, Эрнст, Дали, Де Кунинг, Базелиц и др. – а их скульптурные опыты котируются весьма высоко. Напомним лишь, что в 2010 году за монументальный рельеф Матисса «Обнаженная со спины» уплатили $48,8 млн. (при годовом показателе продаж – $174 млн.), а за «Голову» Модильяни – $52,7 млн. (годовой показатель продаж – $139,9 млн.).

Что касается структуры рынка пластики и маркетинговых подходов, то здесь крупнейшие международные аукционные дома стараются в целом придерживаться сегментации по основным периодам истории искусства или по национальному принципу. Скажем, скульптуру Древнего Востока, Египта, Греции и Рима нужно искать на аукционах «Древности», произведения мастеров XV-XVIII вв. – на торгах скульптуры старых мастеров (Sotheby's) или декоративного искусства этого периода (Christie's, Bonhams), пластику 2-й пол. XIX – 1-й пол. ХХ вв. – на торгах «Искусство импрессионизма и модернизма». Соответственно работы американских, британских, латиноамериканских, русских или китайских скульпторов будут более широко представлены на соответствующих тематических аукционах