Журнал Антиквар

Сергей Насонов: «Рынок фарфора постепенно оживает»

Сергей Михайлович, ваш салон «Среди коллекционеров» известен как обладатель одной из крупных коллекций предметов старины, какова история её формирования и из каких разделов она состоит?

Наша коллекция начала формироваться в 2000-м г. Первоначально мы собирали жанровые скульптуры советских фарфоровых заводов послевоенного периода. Ни о каком собственном антикварном деле мы в то время даже не помышляли, хотя Ирина Насонова работала оценщиком в антикварно-букинистическом магазине; я же весьма успешно занимался информационными технологиями. За четыре года собрали коллекцию из более чем 500 фигур, среди которых оказались не только редкие экземпляры, но и настоящие шедевры — например, «Прачка» Н. Я. Данько в росписи В. Рукавишниковой, малотиражные и авторские работы Дулёвского и Дмитровского заводов 1940-х – 1950-х гг.

Практически сразу мы начали формировать и библиотеку по фарфору. Покупали всё, что тогда появлялось в продаже, и ксерокопировали все доступные материалы в Ленинской и некоторых других библиотеках. Позднее большинство «ксероксов» удалось заменить оригинальными изданиями. Но информации об авторстве фигур там крайне мало, практически не было её и в Интернете. Первой большой коллекцией советского фарфора, размещённой в Интернете, стал сайт Алексея Галушкова, дававший обширный визуальный ряд. Большинство размещённых там предметов нельзя было найти ни в одной из книг, недостатком было отсутствие их атрибуции.

«Прачка». Н.Я. Данько и Т.С. Зайденберг. Модель 1927г. Роспись — В.Ф.Рукавишникова. ЛФЗ,  модель 1931 года. Фарфор, надглазурная роспись.

«Прачка». Н.Я. Данько. 1931 год. Фарфор, надглазурная роспись.

И у вас родилась идея сделать собственный специализированный сайт?

Так сложилось, что в начале 2005 г. мы приняли решение открыть свою галерею, назвали её «Среди коллекционеров» и сняли небольшой офис в галерее «Актёр» на Тверской улице. С этого момента наступил новый этап в собирательстве, не менее увлекательный, так как коллекция пришла в активное движение — одни предметы продавались, на их месте сразу появлялись другие, не менее интересные. Однако один из сегментов собрания, ставший для нас самым необходимым, не продавался и не будет продаваться — это книги по русскому искусству, значительную часть которых составляют издания по фарфору. Нас серьёзно заинтересовал исследовательский аспект собирательской деятельности, и мы тратили последние деньги на покупку книг и журналов. Благо, материалов для изучения было предостаточно: в месяц через нас проходило в среднем около 100 образцов советской фарфоровой пластики. Мы активно, несколько раз в год, участвовали в выставках, а в апреле 2007 впервые вышли на XXII Российский антикварный салон в ЦДХ. Тогда уже делался ремонт в собственном 120-метровом антикварном магазине на Беговой улице. К этому времени, кроме советского фарфора, в нашем собрании были также художественные изделия из стекла (советского и дореволюционного периодов), русская книжная и станковая графика 1930-х – 1970-х гг., книги лучшего советского издательства 1920-х – 1930-х гг. «Academia», частных и кооперативных издательств. В настоящее время в нашем, «постоянно движущемся» собрании русского искусства около 500 фарфоровых произведений, более 400 изделий художественного стекла, около 300 графических работ, а также не менее 300 наименований антикварных книг в коллекционной сохранности. Часть собрания выставлена в наших интернет-магазинах, но полностью ознакомиться с коллекцией могут только постоянные покупатели, посетив магазин на Беговой. Кроме того, есть несколько достаточно узких, но интересных для нас направлений, по которым мы работаем и формируем коллекции в течение последних нескольких лет. Это книги XVIII в. и военного времени, несколько интересных тем в фарфоре и стекле, фотография XIX в. Предметы из тематических собраний в продажу пока не поступают.

«Прачка». Н.Я. Данько и Т.С. Зайденберг. Модель 1927г. Роспись — В.Ф.Рукавишникова. ЛФЗ,  модель 1931 года. Фарфор, надглазурная роспись.

«Прачка». Н.Я. Данько и Т.С. Зайденберг. Модель 1927г. Роспись — В.Ф.Рукавишникова. ЛФЗ,  модель 1931 года. Фарфор, надглазурная роспись.

В апреле этого года в ЦДХ на Крымском Валу проходил юбилейный Российский антикварный салон, и ваша галерея участвовала в нём. Расскажите об итогах этого мероприятия.

Прошедший антикварный салон стал для нас девятым, и мы, как всегда, очень довольны участием в нём. Хочется сказать огромное спасибо компании «Экспо-парк», которая создала единственную значимую регулярную антикварную выставку в России. Мы завели новые знакомства с дилерами и коллекционерами, но главным итогом для нас стало вступление в Международную конфедерацию антикваров CINOA, куда входят более 5 000 антикварных дилеров из 22 стран мира. К сожалению, полноценное сотрудничество с антикварными дилерами других стран в рамках объединения ограничено в силу особенностей нашего законодательства, но, несмотря на это, мы уже получили массу полезной информации о развитии антикварной торговли в других странах мира. К примеру, очень интересно было узнать, как отреагировал рынок предметов искусства на глобальный финансовый кризис и каким образом перестроили свою работу антиквары. Как показала прошедшая в июне в Санкт-Петербурге конференция CINOA, тенденции развития рынка везде одинаковы, а вот способов перестроить свою работу антиквары разных стран нашли очень много.

Как бы вы охарактеризовали последние тенденции на российском рынке фарфора?

Рынок постепенно оживает и самое главное, что повышенным спросом уже второй год пользуются предметы стоимостью от $10 000. Причём спрос значительно превышает предложение. Наиболее актуальный вопрос сейчас: где взять товар, а не как его продать. Вот тут нам помогает большое количество наработанных дилерских связей – со многими из этих людей у нас практически дружеские отношения, основанные на полном взаимном доверии. Зачастую вещи мы выкупаем в доле на двух-трёх человек, точно так же делится и получаемая прибыль. Репутация антиквара — это определяющее качество для его успешности.

Что из фарфора сегодня пользуется повышенным спросом у собирателей? Изменились ли запросы с 2008 г.?

Единственное отличие рынка фарфора от предкризисных лет – это отсутствие массового покупателя, т.е. больше всего пострадал нижний и средний ценовые диапазоны. Что касается редких коллекционных предметов, например, русского фарфора XVIII и первой половины XIX вв., довоенных агитационных изделий, уникальных авторских работ 1930-х – 1970-х гг., то тут спрос по-прежнему очень большой.

Расскажите, пожалуйста, о ваших издательских проектах по фарфору.

Благодаря формируемой нами библиотеке по русскому фарфору, насчитывающей более тысячи наименований (среди них – специализированные и периодические издания, каталоги выставок, музейные сборники), а также огромному, созданному за 10 лет фотоархиву фарфоровых изделий, проходивших на антикварном рынке через нас, наших знакомых дилеров и коллекционеров, мы получили мощную базу для исследовательской работы. Первая наша книга «Советский фарфор» вышла в 2007 г. С тех пор издано ещё десять книг, из которых главной мы считаем двухтомный труд «Марки советского фарфора, фаянса и майолики». Сегодня наиважнейшим для нас проектом является возрожденный журнал «Среди коллекционеров». Уже вышло три номера, и к осени готовятся ещё два. На его страницах вы найдёте интересные статьи по русскому декоративно-прикладному искусству ведущих искусствоведов и крупных коллекционеров. Пока что он будет выходить с периодичностью 4 раза в год. Именно выход журнала стал причиной реформирования форума на сайте farfor.su. Теперь он превратился в клуб любителей русского декоративно-прикладного искусства, где в обсуждении участвуют коллекционеры, антикварные дилеры и искусствоведы.

Насонова И.С.; Насонов С.М. - Советский фарфор.

Насонова И.С.; Насонов С.М. - Советский фарфор. ISBN: 978-5-94428-030-5

Каковы ваши планы на ближайший период?

У нас уже есть пара готовых книг, ещё несколько – в работе. Но до тех пор, пока не улучшится потребительская конъюнктура на книжном рынке, эти издательские проекты, к сожалению, останутся в столе. Из наших новых проектов сейчас наиважнейшим является марочник по русской керамике, над которым мы трудимся большой командой уже более двух лет. Многим кажется, что после монументальных трудов А. В. Селиванова и А. Б. Салтыкова здесь делать больше нечего, однако это не так. Уже сейчас в наших рабочих материалах собралось несколько десятков марок русского фарфора и фаянса, ранее не опубликованных. Кроме того, нам удалось пополнить список русских фабрик и заводов, установить многочисленные интересные факты из истории русского фарфора и фаянса, не нашедшие отражения в специализированной литературе за последние 100 лет. В работе над марочником русской керамики кроме нашей старой команды, создавшей «Марки советского фарфора, фаянса и майолики», работают также старший научный сотрудник Государственного Русского музея, искусствоведы и коллекционеры из России и Украины. Планов очень много, и мы верим в то, что в ближайшем будущем они все будут реализованы.

Беседовала Елена Корусь

Опубликовано в журнале "Антиквар", июль-август 2011