Журнал Антиквар

Украинские богачи безразличны к своим художникам

Олег Байшев, арт-директор галереи «Коллекция»

В Украине цивилизованного рынка современного искусства не существует. Если в Англии, к примеру, насчитывается около девяти тысяч коллекционеров современного искусства, и треть из них являются активными (то есть, ежегодно покупают произведения не менее 20 художников), плюс государство и фонды – то в Украине мы имеем 50 коллекционеров, а тех, кто покупает по английским меркам активности, да и то не каждый год – всего два! О государстве лучше промолчать.

В таких условиях не работает ни один из маркетинговых инструментов, обычно используемых дилерами и галеристами Запада. Например, контракт с художником. «Коллекция» имеет эксклюзивное право на продажи работ нескольких художников и благодаря этому цены, скажем, на произведения А.Ройтбурда за последние годы выросли на 300%. Но такие соглашения накладывают на галериста серьезные финансовые обязательства (стипендия, выкуп работ в случае отсутствия продаж и т. д.), и большинство украинских галерей не могут позволить себе «эксклюзив», вследствие чего получаем демпинговые продажи из мастерских. Это беда украинского рынка.

Я буду только рад, если наши ведущие галеристы и дилеры возьмут на контракт хотя бы художников из первой двадцатки. Тогда мы, наверное, могли бы сдвинуть рынок с мертвой точки.

Галерея «Коллекция» первой начала продвигать украинских художников на западные аукционы. Я сам находил клиентов, просил поддержать, предлагал бонусы, жертвуя прибылью. Более двадцати работ тогда были проданы, однако новых украинских покупателей нам это не прибавило.

Арт-премии. Если американский или британский художник получает престижную премию или даже попадает в шорт-лист номинантов, то это буквально взрывает рынок. После того, как в 2011 году Никита Кадан выиграл приз «ПинчукАртЦентра», никто из украинских меценатов и коллекционеров за три месяца даже не попытался приобрести его произведения. Я делал выставки Никиты, у Жени Карася проходила его выставка как в то время, когда вручали премию – в ответ тишина. На цивилизованном рынке к цене на работы номинантов добавляется «0», победителя – «00». А представьте себе бюджет подобного конкурса!

Незначительна пока и коммерческая эффективность ярмарок. В прошлом году на «Art Kyiv Contemporary» галерея “Коллекция” показала большой проект, включавший 54 работы 11 художников. Итог – у нас не появилось ни одного нового клиента!

Галерея в Украине – это больше, чем галерея. Мы выполняем функции культурно-образовательного арт-центра, выставочной площадки, коммерческой галереи и меценатской площадки. Пока так.

Одной из главных причин плачевного состояния украинского рынка современного искусства является равнодушие к своим художникам со стороны богатейших людей страны. Почему взлетают аукционные цены на китайских, индийских, латиноамериканских художников? Потому что эти рынки поддерживаются национальным капиталом, и самыми богатыми и средним классом. В Украине прослойка среднего класса слишком тонка, а олигархи интересуются футболом. Виктор Пинчук, вместо того, чтобы подать пример другим участникам «клуба миллиардеров», стал относиться к украинским художникам как к чему-то второсортному. Стоит ли удивляться, что работы Бориса Михайлова продаются в разы и разы дешевле, чем работы Синди Шерман.