Журнал Антиквар

«В Киеве сложилась безобразная ситуация с городским гербом»

Алексей Руденко, художник-геральдист, член Российского геральдического общества

В 1995 г., когда мэром Киева являлся Леонид Косаковский, был утверждён герб города. К соответствующему решению местной власти с достаточно безграмотным описанием исторического герба Киева — архистратига Михаила — приложили не совсем корректный рисунок, выполненный тогдашним главным архитектором столицы Георгием Куровским. Например, у архистратига появился красный плащ, которого у него никогда прежде не было. Известно ведь, что со времён Великого княжества Литовского, когда архангел стал символом Киевского воеводства, его одежды были белыми. Разработчикам герба следовало просто посмотреть литературу и ознакомиться с изображениями городского и земельного гербов. Тем не менее, герб, нарисованный Г. Куровским, является легитимным, поскольку рисунок именно этого автора был приложен к решению городского совета.

А дальше начинается просто анекдотическая история. Насколько можно судить по материалам, предоставленным рабочей группе Киевсовета в 2009 г., сотрудник аппарата мэрии Юрий Соломинский, отвечавший за подготовку документации, подложил к официальному решению свой вариант герба. Он «снял» с архистратига латы и короткую тунику и облачил его в длинную мантию; изменились также постановка головы, ног, руки, держащей меч. Чиновники утверждают, что городская власть якобы провела конкурс, по результатам которого проект Соломинского был признан лучшим, но это полная чушь. Заявляю это как член упомянутой рабочей группы по созданию нового герба. Мы тогда ознакомились со всей документацией, касающейся городской символики, и убедились, что решение 1995 г. никто не отменял и не изменял. То есть, если судить по известным нам документам, фактически имело место должностное преступление! Однако несмотря на это, подложный герб уже много лет массово тиражируется. При этом в здании мэрии установлен гипсовый рельеф герба по рисунку Куровского. Любой желающий может увидеть различия между двумя версиями.

Ещё в 1990-е гг. многие украинские историки и геральдисты обращали внимание властей на то, что архангел Михаил в качестве герба Киева окончательно утвердился только в конце XVIII в., хотя с XV в. он выступал как территориальный символ, герб Киевской земли.

В символике же и сфрагистике, а также на знамёнах городской общины и магистрата на протяжении почти трёх столетий присутствовали вначале лук, а затем самострел — «куша». Эксперты считали, что следовало бы отразить в современном гербе два символа, с которыми был связан Киев в течение нескольких веков. Кстати, соединить самострел и архангела в проекте герба Киева (1918 г.) пытался классик украинского искусства Георгий Нарбут; на советском гербе столицы (1969 г.), при всей его негеральдичности, был изображён лук — самый ранний из известных символов местного самоуправления. Поэтому, когда в 2009 г. в мэрии подняли вопрос об упорядочении городской символики, рабочая группа, в которую вошли историки и исследователи киевской старины Глеб Ивакин, Алексей Сокирко, Валерий Томазов, Екатерина Липа, Михаил Кальницкий, известные художники-графики Василий Перевальский, Виталий Митченко, Виталий Шостя, Андрей Чебыкин, а также ваш покорный слуга, пришла к решению разместить на щите архангела изображение «куши». Были разработаны эскизы полного и малого гербов Киева (первый — с городской короной и в барочном картуше, предложенном ещё Георгием Нарбутом), эскиз городского знамени; подготовлены научные справки и иконографические материалы, обосновывающие эти проекты. Оставалось только утвердить их на сессии Киеврады. Подчеркну, что все члены рабочей группы, дабы избежать разговоров об ангажированности, работали исключительно на общественных началах.

Но городская символика в очередной раз пала жертвой партийных интриг и амбиций. Интересно, что на заседании городского совета рабочей группе, позицию которой поручили представлять мне, оппонировал не кто иной, как Ю. Соломинский, не имеющий ни специального образования, ни авторитета среди учёных, но заинтересованный в том, чтобы оставить свой след в истории. Как человек, вхожий в кулуары власти, он сумел соответствующим образом настроить депутатскую аудиторию и провалить голосование. К тому же, ещё раньше в жёлтой прессе, как по команде, появились сообщения о том, что лицо архангела Михаила на проекте нового герба — чуть ли не портрет Леонида Черновецкого. Кстати, подобные абсурдные публикации в своё время сопровождали проект Г. Куровского (журналисты говорили, что архистратиг — «вылитый Леонид Косаковский».

Меня тогда просто убил уровень культуры отдельных народных избранников. Один из них, помнится, обозвал картуш большого герба «кустами конопли» и был страшно доволен своим чувством юмора. Хотя новый вариант герба не утвердили, де-факто началось его, если так можно выразиться, параллельное использование наряду с двумя другими. Проект герба 2009 г. можно видеть на сувенирной продукции и даже в интерьере одной из недавно сданных в эксплуатацию станций метро. То есть в Киеве сейчас имеют хождение три абсолютно разных версии городского герба. Подобного я не встречал нигде.

У специалистов по геральдике, вексиллологии и сфрагистике давно возникала мысль о том, чтобы собрать на одной выставке известные на сегодняшний день памятники с киевской городской символикой разных исторических периодов — скажем, уникальные флаги середины XVII в. из стокгольмского Военного музея, магистратские акты из архивов, городскую печать XVII в., обнаруженную недавно экспертами Музея Шереметьевых, многочисленные материалы XIX в. Благодаря такой ретроспективе, наверное, удалось бы переубедить категоричных противников использования лука и арбалета в современной символике города и обратить внимание общественности на ту безобразную ситуацию, что сложилась вокруг герба Киева. И можно только приветствовать решение мецената и коллекционера Алексея Шереметьева наконец-то реализовать эту идею.


Полную версию статьи см. в ж. "Антиквар", №5, 2012