Журнал Антиквар

Итальянские музеи приватизируют?

29.10.2012

Итальянское правительство одобрило план по созданию гоcударственно-частного фонда, который будет управлять Пинакотекой Брера. Как пишет The Art Newspaper, это необычное решение для Италии, в которой крупнейшие музеи обычно полностью находятся под патронажем государства.

По мнению обозревателя TAN Эрманно Риветти, Пинакотека опутана строгими юридическими ограничениями, лишающими её менеджмент возможности принимать самостоятельные решения. Все доходы от продажи билетов идут в бюджет Министерства культуры. Планы правительства по реформированию управления уже одобрила общественная организация «Друзья Брера», существующая с 1926 г. «В настоящий момент руководство музея не имеет никакой власти. Даже если продажи билетов вырастут, оно не получит ни гроша. Это оборачивается полным безразличием к ситуации в музее. Государственным музеям не позволено заниматься фандрейзингом; организация временных выставок наталкивается на требования профсоюзов относительно соблюдения нормативов рабочего времени. Публично-частный фонд сможет заниматься независимым сбором средств и следить за тем, чтобы расходы соответствовали доходам», – заявил Альдо Бассетти, президент «Друзей Брера».

Министерство культуры Италии пошло на такой шаг, так как окончательно перестало самостоятельно справляться с управлением многочисленными музеями. Отвечая критикам, заявлявшим, что миланская галерея фактически приватизируется, чиновники отметили, что все имущество Бреры останется в госсобственности, а фонд будет заниматься менеджментом и юридическими вопросами.


Фонд начнет работу к декабрю. Главной его задачей станет осуществление плана по обновлению музея, который оценивают в 120 - 150 миллионов евро. (Министерство культуры пока смогло предложить на эти нужды лишь 24 млн. евро.). Одна из задач модернизации - расширить выставочные площади галереи, в частности - за счет реставрации расположенного поблизости от Бреры палаццо Читтерио XVIII века и «переселения» из здания Пинакотеки Академии изящных искусств.

В качестве положительного примера TAN приводит туринский Египетский музей: его посещаемость выросла до 500 тысяч человек в год после того, как в 2005 году его управление передали независимому фонду (Бреру в год посещают лишь 200 тысяч). Оппоненты идеи утверждают, что частный фонд будет управлять Брерой не как культурной и общественной институцией, а как бизнесом.