Журнал Антиквар

Розы и виноград

Татьяна Сайгушкина


А. Кац. Приморский бульвар. 1961. Х., м. 

Аукционы «Живопись и графика. Крымская художественная традиция XX–XXI столетий», которые уже нескольких лет проводит севастопольская галерея «Арт-Бульвар», стали одним из самых ожидаемых и радостных событий августа.

В коллекциях, к формированию которых организаторы подходят очень серьёзно, неизменно присутствуют произведения известнейших отечественных художников. Достаточно сказать, что их работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, санкт-петербургском Русском музее, ведущих музеях Украины, экспонируются в галереях Греции, Великобритании, Франции, Германии, Венгрии, Ирландии, США, Китая и других стран. Высокое качество лотов и их безупречный провенанс делают эти торги интересными для многих коллекционеров и любителей искусства, которые съезжаются в Крым из разных городов Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Четвёртый аукцион состоится на этот раз не в Ялте, а в Севастополе. Он пройдёт 17 августа 2013 г. в отеле «Best Western Севастополь». А за две недели до этого — 2 августа — в севастопольской галерее «Арт-Бульвар» откроется предаукционная выставка, на которой будет представлено свыше 160 живописных и графических работ, созданных в 1910–1980 х гг. Их авторы — выдающиеся художники-крымчане или мастера, связанные с этим краем своим творчеством. Это и корифеи крымской живописной школы Н. С. Барсамов, В. Д. Бернадский, Ф. З. Захаров, и такие знаковые фигуры, как П. К. Столяренко, С. И. Бакаев, П. П. Мирошниченко, В. П. Цветкова, А. И. Сухоруких. Есть в перечне авторов имена молодых, но уже известных далеко за пределами Крыма художников. В этот раз представлено больше работ, относящихся к так называемому социалистическому реализму, столь популярному сейчас на международных аукционах, а также ностальгических пейзажей, изображающих крымские города, и в первую очередь Севастополь послевоенного времени.

О высоком уровне коллекции свидетельствует тот факт, что из 64 авторов — восемь народных и девять заслуженных художников Украины, четверо заслуженных деятелей искусств Украины и столько же заслуженных художников Автономной Республики Крым, два лауреата Премии АР Крым.

Статус аукциона во многом определяется ещё и редкостями, предложенными покупателям. В нынешнем году это акварели брата и сестры Н. К. и А. К. Жаба; марина художника и искусствоведа Н. С. Барсамова; портреты и пейзаж легендарного севастопольского художника Геннадия Арефьева; натюрморт Е. В. Нагаевской, ученицы Н. А. Удальцовой и А. В. Лентулова.


П. Столяренко. Побережье «Артека». 1964. Картон на фанере, масло.

Особенностью аукциона являются небольшие монографические подборки, позволяющие составить более полное впечатление о творчестве того или иного автора. Например, среди работ Петра Столяренко есть не только живопись, но и графика; Яков Басов представлен как разнообразными по жанру акварелями, так и живописным натюрмортом, причём созданным в ранний период, от которого остались лишь единичные произведения. Так поданы не только маститые крымские художники — Ф. З. Захаров, З. И. Филиппов, В. П. Цветкова, А. И. Сухоруких, но и молодые, обладающие яркой творческой индивидуальностью мастера — А. Орлов, Н. Кравцов, М. Соколовский.

Увеличилась доля портретов и морских пейзажей — романтических, сказочных, эпических. Среди разновидностей портретов можно выделить портрет-тип, портрет-символ, портрет-знак.

Присутствуют также работы религиозного и мистического характера — например, картина Владимира Зебека «Видение» («Морские призраки»). Её содержание подчёркивается высветленным колоритом и сложной, динамичной композицией: то ли «Летучий голландец», то ли Ноев ковчег движется по заколдованному кругу, и только лик Христа неподвижен.

С. Бакаев. Виноград. 1974. Х., темпера.

Произведения, на которых хочется остановиться особо, выражают суть крымской живописной традиции. При этом каждое из них — квинтэссенция творчества автора, вещь, дающая представление о характерных для него композиционных приёмах, отношении к цвету и свету.

Сергей Иванович Бакаев, заслуженный художник АР Крым, много работал в монументальном искусстве, занимался художественным оформлением дворцов культуры и санаториев. Часто по мотивам таких работ он создавал и станковые вещи — свое­образные «вариации на тему». «Виноград» (1974; х., темпера, 88 × 148 см), выполненный как этюд-эскиз к монументальной росписи, словно олицетворяет щедрое крымское лето. При всей конкретности черт изображённой женщины она тоже играет роль некого символа — символа юга, солнца, жизненной силы. Она — такой же дар природы, как напоённые светом ягоды. При взгляде на эту работу невольно вспоминается «Итальянский полдень» К. П. Брюллова, но в интерпретации Бакаева знакомая тема получает иное звучание: здесь мы видим монумент труду. Несмотря на живописность картины, абрис статной, полной спокойного достоин­ства женщины так чёток, что, кажется, она могла быть высечена в камне.


С. Яровой. Новая трасса. 1972. Х., м.

Нежная по колориту «Новая трасса» (1972; х., м., 90 × 140 см) Степана Калиновича Ярового, ученика Бориса Иогансона — одна из лучших работ художника. Глядя на неё, убеждаешься, что настоящий мастер даже «производственную тему» трактует поэтически.

Народный художник Украины Фёдор Захарович Захаров — признанный мастер натюрморта. Розы он писал час­то, но никогда не позволял себе повторяться: каждый его букет запоминается благодаря особым деталям, настроению, колориту. В работе «Натюрморт. Ночные розы» (1979–1980; к., м., 50 × 80 см) он погружает роскошные цветы в таинственное свечение южной ночи. Этюд выполнен столь мастерски, что может восприниматься как полноценная законченная работа. Фёдор Захарович писал легко, вдохновенно, его виртуозность была естественной и проявлялась во всём — в динамичном живом мазке, глубине цвета, недосказанности.

В творчестве заслуженного художника Украины Николая Сергеевича Моргуна натюрморты также занимают значительное место. Они всегда сложны по композиции, тонки и «вкусны» по колориту. В работе «Лилии» (2004; х., м., 93 × 61 см) белизна цветов оттенена богатой цветовыми оттенками скатертью в нижней части холста, где прозрачные голубой и зелёный, насыщенные жёлтый и лиловый создают ощущение мерцания, переливов света.

Народный художник Украины и России, почётный академик Российской академии художеств Валентин Данилович Бернадский обладал удивительной способностью видеть красоту в любом, даже самом обыденном мотиве. В этюде «На берегу реки» (1985; к., м., 50 × 80 см) он великолепно передаёт ощущение свежего ветра и холодного солнечного света, что делает изображение как бы вневременным, хотя признаки времени обозначены автором вполне определённо. Это пример искусства социалистического реализма в лучшем его проявлении.

Одна из самых ностальгических работ аукциона — картина заслуженного деятеля искусств Украины Адама Захаровича Каца «Приморский бульвар» (1961; х., м., 70 × 210 см). В ней так пронзительно чувствуется время, так верно передан свет, что изоб­ражённое кажется воспоминанием детства, кадром старого любимого кинофильма.

«Побережье „Артека“» (1964; к. на фанере, м., 87 × 112 см) народного художника Украины Петра Кузьмича Столяренко привлекает внимание оригинальным композиционным решением, сдержанным, почти скупым колоритом, построенном на полутонах. Такое деликатное отношение к цвету помогает художнику донести до нас мысли и ощущения, которые очень непросто передать средствами живописи. Можно ли, например, изобразить тишину? Но здесь это удалось.

«Ромашки. Крым. Ялта» (2006; х., м., 70 × 100 см) народного художника Украины Валентины Петровны Цветковой, чей юбилей отмечался в прошлом году, являются весьма характерным для неё произведением. Сопоставление роскошного натюрморта на первом плане и панорамного пейзажа на дальнем — авторская находка, по которой всегда можно узнать художницу. Теперь этот приём всё чаще используют современные крымские живописцы, но право открытия принадлежит, конечно же, Цветковой.


Н. Барсамов. Памятник затопленным кораблям. 1939. Х., м.

Визитная карточка и один из топ-лотов аукциона — марина «Памятник затопленным кораблям» (1939; х., м., 101 × 74,5 см) Николая Степановича Барсамова. Романтическая трактовка символа Севастополя сообщает картине эпичность. Последователь, почитатель и исследователь творчества И. К. Айвазовского, ученик И. Машкова, А. Архипова и К. Коровина, он сдержаннее, чем его учителя, в цвете, строже в композиции, но именно это помогает Барсамову достичь торжественности изображения.

Такими работами, знаковыми как для крымской художественной традиции, так и для творчества их авторов, порадует любителей искусства четвёртый аукцион. Но это далеко не все изюминки предстоящего события.

Подробнее с лотами можно ознакомиться здесь