Немецкие диковинки

В коллекции европейского серебра Музея исторических драгоценностей Украины одно из важных мест занимают произведения немецких мастеров. Подавляющее большинство экспонатов составляют изделия ХVII в. — периода безусловного лидерства Германии в художественном серебре Европы.


В коллекции европейского серебра Музея исторических драгоценностей Украины одно из важных мест занимают произведения немецких мастеров. Благодаря широкому временному диапазону (с конца XVI до начала ХХ в.) собрание даёт представление обо всех основных этапах и центрах развития златокузнечного дела в Германии. Подавляющее большинство экспонатов составляют изделия ХVII в. — периода безусловного лидерства Германии в художественном серебре Европы.

По своей структуре и системе обучения ювелирная отрасль, долгое время сохранявшая цеховой устав, была одной из самых консервативных. Главной заботой цеха была гарантия высокого содержания драгоценного металла в изделиях. Соответствие установленным требованиям подтверждали смотровые мастера, ставившие специальный штамп в виде миниатюрного герба города или начальной буквы его названия (Beschauzeichen), мастер же ставил собственное клеймо-именник (Меistеrzеiсhеn).

Подготовка мастера-ювелира длилась довольно долго. В обучение брали мальчиков 10–12 лет, которые проходили отличную профессиональную школу, предусматривавшую овладение техническими приёмами художественной обработки золота и серебра, навыками рисования, применения драгоценных камней и эмалей, работы «по образцу». Через 5–7 лет они сдавали экзамен, который позволял им перейти в разряд подмастерьев. Ещё через 3–5 лет надлежало совершить путешествие по другим городам страны или отправиться за границу, чтобы поработать в мастерских известных златокузнецов и таким образом завершить обучение. Этот период был очень важен для молодого мастера: он обогащал его технический и художественный опыт, развивал вкус и чувство стиля, позволял уловить новые веяния ювелирной моды. По возвращении на родину начинающий ювелир сдавал экзамен на звание мастера, для чего ему требовалось выполнить 2–3 изделия разного характера. Например, в Нюрнберге в эпоху Ренессанса главным достижением считалось умение изготовить кубок. Вот почему школа нюрнбергских златокузнецов особенно славилась этими изделиями. Пожалуй, нигде не было выработано столько типов, видов, форм, приёмов украшения кубков, как в мастерских этого южнонемецкого города.

Среди нюрнбергских кубков, представленных в музейной коллекции, привлекают внимание округло-конические сосуды на изящных ножках. По корпусу и крышке они сплошь украшены рядами мелкого чеканного узора, напоминающего тугую гроздь. Такие кубки называли «виноградными». Их крышка, как правило, была увенчана вазой с букетом.


Кубок. Нюрнберг, 1610-е гг.

«Диковинками», «богатыми и курьёзными» вещами называли немецкие потешные кубки XVI–XVII вв. Среди этих вещей, неизменно вызывавших восторг и изумление современников, встречаются сосуды в виде женских фигур, различных животных и птиц — медведей, львов. волков, быков, лошадей, петухов, павлинов, аистов. Одной из жемчужин киевской коллекции является фигурный кубок в виде совы, который был создан представителем прославленной нюрнбергской династии ювелиров Риттеров, работавших с середины XVI до конца XVII в. Сосуд поражает невероятной тщательностью отделки оперения птицы, сделанной столь искусно, что от неё невозможно оторвать глаз. Подобные скульптуры составляли в те времен целое направление в немецком декоративно-прикладном искусстве.


Кубок «Сова». Нюрнберг, 1622-60 гг., мастер Вольф Кристоф Риттер

В музее хранится более двух десятков серебряных кружек — традиционного для Германии типа сосуда для питья, изобретённого немецкими мастерами эпохи Ренессанса. На протяжении нескольких столетий кружка не меняла своей простой и функциональной формы, представляя собой цилиндр на низкой основе, снабжённый ручкой и крышкой. Использовались кружки для вина, пива, эля. В XVII в. особой популярностью пользовались кенигсбергские изделия с характерным декором в виде монет, расположенных по всей поверхности тулова. Примечательна массивная кружка, в корпус которой вмонтированы 32 саксонские, австрийские, брауншвейгские, магдебургские и другие монеты. Самая ранняя из них датируется 1531 г., самая поздняя — 1630 г. Монеты плавно обвивает чеканный растительный узор из листьев аканта с вплетёнными цветами. На крышке в центре размещена серебряная медаль, исполненная Себастьяном Дадлером (1586–1657). Эта медаль, заказанная в 1636 г. польским королевским двором в честь победы Речи Посполитой под Смоленском в 1634 г., считается одним из лучших образцов медальерного искусства эпохи барокко. Декор из монет был популярен на кружках, блюдах и стаканах вплоть до XIX в.

Кружка в ренессансном стиле. Аугсбург, около 1600 г., мастер Йоганн III Фликер.

Цилиндрическая форма кружки, часто устанавливавшейся на три шарообразные ножки, её пропорции в целом оставались неизменными. Менялись лишь крышка (с плоской на ступенчатую), навершия (имевшие вид фигурок или букетов) и декоративные украшения на ручках. Зато поверхность сосуда давала возможность мастеру проявить весь свой художественный дар и техническое мастерство. По оформлению тулова легко проследить стилистическую эволюцию декора. Ренессансные орнаменты графичны и симметричны; барочные более живописны, в них чередуются чеканные медальоны с растительным орнаментом из пышных листьев; в кружках эпохи рококо полусферические медальоны обрамлены раковинами. Нередко встречаются кружки с сюжетным декором. Например, поверхность аугсбургской кружки 1736 г. украшена вырезанной на кости сценой битвы всадников. На другой кружке (рубежа XVII–XVIII вв.) размещён мифологический сюжет «Выезд Кибелы в колеснице».

Следует отметить, что Аугсбург, наряду Нюрнбергом, Кенигсбергом, Лейпцигом, Гамбургом, Брауншвейгом, Берлином, был одним из ведущих ювелирных центров Германии. Уже в XVI в. здесь работало около 100 мастеров, изделия которых пользовались широким спросом. В музейном собрании представлены работы таких ювелиров, как Иоганн Фликер, Абрахам Варембергер, Давид и Габриэль Бессманы, Каспар Кольб и др. Особенно славились аугсбургские серебряные блюда. Мастера искусно отчеканивали сложные многофигурные сцены и орнаментальные композиции, щеголяя передачей перспективы, многоплановостью изображений, их пластичностью, живостью подробностей и колористическими эффектами, достигавшимися за счёт сопоставления света и тени, контраста позолоченного и белого серебра. Ярким примером виртуозной «живописной» работы в металле является блюдо известного мастера Давида Бессмана, созданное между 1640 и 1677 гг. На нём в высоком рельефе исполнена многофигурная сцена «Приём царём Соломоном царицы Савской». Борт блюда украшен крупным сочным орнаментом из распустившихся цветов с листьями, переданных с необычайной достоверностью. Для декорирования одежды персонажей, изображения покоев и других деталей композиции применены пуансоны разного размера. Соединение позолоченного фона и не золочёных деталей придаёт блюду необыкновенную нарядность и торжественность.

Блюдо. Аугсбург, 1640-77 гг., мастер Давид Бессман

Гордостью коллекции немецкого серебра по праву считается кувшин с фигурной ручкой в виде летящего Пегаса, изготовленный в Берлине в начале XIX в. неизвестным мастером. Носик сосуда украшен золочёной накладкой в виде головы барана, обрамлённой виноградными листьями, ножка — ниспадающими листьями аканта. Поверхность кувшина декорирована роскошным черневым узором с пальметтами.

В середине XIX в. в больших количествах производились вазы для фруктов, конфет и сладостей. Ими сервировали столы на приёмах, их посылали в качестве посольских даров. Некоторые из таких ваз представляют собой сложносоставные композиции. Особенностью изделий данного типа является преобладание живописного начала и пластических мотивов. Характерно сочетание гравированных и чеканных поверхностей с накладными рельефами (орнаментальными и фигуративными), а также применение круглой скульптуры, которая чаще всего использовалась как несущая чашу деталь.

Типичным примером изделий рубежа XIX–XX вв., когда в работу ювелиров всё больше вторгалась механизация, является овальная сухарница с прорезным декором. На её дне размещён традиционный для этого вида предметов штампованный сюжет: путти, играющие гирляндами цветов на фоне пейзажа. Ажурный борт сухарницы украшен чередующимися мотивами гирлянд и корзин с цветами.


Сухарница. Начало ХХ в., фирма «Золяйн и братья»

Изделия немецких серебряников из собрания Музея исторических драгоценностей Украины представляют яркую страницу истории западноевропейского ювелирного искусства. Выдающиеся мастера достигли необыкновенно высокого уровня технического исполнения, моделировки миниатюрных деталей, создали такое разнообразие форм серебряной посуды и декоративных предметов, которое удивляет нас и поныне.

Елена Корусь, искусствовед

В статье использованы материалы CD: «Художнє срібло Європи XV — початку ХХ ст. Каталог мистецької виставки». — К.: Мислене древо, 2008.

Полную версию статьи см. в журнале “Антиквар”, №12, 2011 г.