image012

Кто и как основал Национальный художественный музей Украины

Материал из журнала «Антиквар» №77: “Наследие семьи Терещенко”


Более ста лет назад, в 1899 г. в Киеве появился первый общедоступный музей, называвшийся Киевским музеем древностей и искусств, или просто Городским музеем.
Здание, специально построенное для него архитектором Владиславом Городецким на улице Александровской, сохранилось и поныне — сейчас здесь Национальный художественный музей Украины.

Создание Городского музея стало заслугой многих киевлян — деятелей науки и искусства, предпринимателей и банкиров, государственных чиновников и военных. В коллекцию, формировавшуюся на протяжении многих лет буквально по крупицам, вошли исторические и археологические памятники (в том числе трипольской культуры), произведения изобразительного искусства, предметы народного творчества и ремесла, сакральные вещи. Богатейшее собрание, в котором под одной крышей были представлены самые разные пласты украинской культуры, сделало Киев в начале ХХ в. не только культурной столицей всего южного региона Российской империи, но и центром национального возрождения.

В. Городецкий. Проектный эскиз музея. Февраль, 1898

В. Городецкий. Проектный эскиз музея. Февраль, 1898

Заметную роль в возникновении и развитии первого киевского музея сыграла семья сахарозаводчиков Терещенко — Никола Артемьевич, Фёдор Артемьевич, Иван Николович, Александр Николович, а также Варвара Николовна Ханенко (в девичестве Терещенко) и её супруг Богдан Иванович. Упоминания о них, как и о других членах этой семьи, можно найти в архивных документах и литературных источниках, касающихся истории музея, опубликованных музейных отчётах.

Зал археологического отдела музея. Фотография начала ХХ в.

Зал археологического отдела музея. Фотография начала ХХ в.

Ещё в 1894 г., когда на заседании инициативной группы киевлян, проходившем у киевского, подольского и волынского генерал-губернатора А. Игнатьева, решался вопрос, «быть или не быть в Киеве музею», Александр Николович выделил крупную денежную сумму (60 тыс. руб.) и вошёл в качестве представителя дома Терещенко в комиссию по организации музея и выработке его программы. В 1897 г. этими вопросами занялось специально учреждённое Киевское общество древностей и искусств, возглавляемое энергичным Б. И. Ханенко. Почётным членом-учредителем Общества, в работе которого принимала участие вся семья Терещенко, стал Александр Николович.

Поздравительный адрес И. Н. Терещенко от учеников Киевской рисовальной школы. 1885

Поздравительный адрес И. Н. Терещенко от учеников Киевской рисовальной школы. 1885

Живой интерес к созданию Городского музея проявлял и император Николай ІІ. Будучи в Киеве, он осмотрел место, отведённое Думой под строительство, и субсидировал на возведение здания 100 тысяч руб­лей. Однако, как свидетельствуют документы той поры, вклад семьи Терещенко оказался гораздо большим: «Поступило от частных жертвователей свыше 143 000 рублей, из коих более 108 тысяч от одной семьи Терещенко».

Фотография И. Н. Терещенко в оформлении В. Андреева из альбома к 10-летию Киевской рисовальной школы. 1885

Фотография И. Н. Терещенко в оформлении В. Андреева из альбома к 10-летию Киевской рисовальной школы. 1885

1 августа 1899 г. ещё недостроенный музей встретил гостей ХІ археологического съезда России выставкой находок Викентия Хвойки на раскопках в Киеве и Триполье. Вскоре эта коллекция была приобретена для музея главой семейства Терещенко, почётным гражданином города Николой Артемьевичем. На сохранившейся фотографии видно, сколь богат экспонатами зал археологического отдела.

Н. Мурашко в кабинете. Фотография конца ХІХ в.

Н. Мурашко в кабинете. Фотография конца ХІХ в.

В 1900 г. Н. А. Терещенко финансировал также завершение строительства здания, поскольку оно не было принято у подрядчика. Архитектор П. Голландский исправил ситуацию, возведя прекрасную мраморную лестницу, ведущую из аванзала на второй этаж. Интересно, что Общество древностей и искусств намеревалось отметить заслуги Николы Артемьевича, назвав его именем один из музейных залов, но, видимо, из‑за смерти мецената в 1903 г. это не было осуществлено.

Письмо Николая Мурашко к Ивану Терещенко. 29 августа 1891 г.

Письмо Николая Мурашко к Ивану Терещенко. 29 августа 1891 г.

30 декабря 1904 г. на торжественном заседании по случаю официального открытия и освящения музея, именовавшегося Киевским художественно-промышленным и научным музеем имени императора Николая Александровича, Б. И. Ханенко поимённо назвал всех, кто способствовал созданию музея — «наиболее щедрых жертвователей на его сооружение и устройство»: Николу Артемьевича Терещенко, его сыновей Ивана, Александра и Фёдора.

Н. Кузнецов. Портрет Пелагеи Терещенко, жены Н. А. Терещенко. 1890

Н. Кузнецов. Портрет Пелагеи Терещенко, жены Н. А. Терещенко. 1890

Для членов семьи Терещенко Городской музей стал родным домом, который они стремились наполнить самым лучшим. Кроме археологической коллекции Хвойки, одними из первых поступлений художественного отдела стали приобретённые ими за 2 000 руб. девять рисунков и эскизов Михаила Врубеля. Кроме того, музею было передано 900 предметов славянских древностей на сумму 1 900 руб. А чуть позже музею были подарены произведения Тараса Шевченко, экспонировавшиеся на юбилейной выставке 1911 г., — 12 акварелей и сепий Аральской экспедиции. В книге «Освящение и открытие Киевского художественно-промышленного и научного музея императора Николая Александровича», изданной в 1905 г., сообщается и о том, что, помимо собственно произведений искусства и предметов археологии, члены семьи Терещенко пожертвовали ещё 9 000 руб. на покупку других коллекций.

И. Селезнёв. Портрет Оли Терещенко. 1890

И. Селезнёв. Портрет Оли Терещенко. 1890

Впрочем, вклад семьи Терещенко-Ханенко измеряется не только цифрами, но и не менее важной моральной поддержкой многих культурных начинаний. В 1902 г. в письме к Ивану Николовичу одесский художник Николай Кузнецов справедливо отмечал: «Вы делаетесь нашим Третьяковым. Для этого высокого дела именно такой серьёзный и образованный по‑европейски человек и нужен. Под Вашим крылом не один художественный талант может развиваться». В данном случае речь идёт о Киевской рисовальной школе, которую И. Н. Терещенко содержал в течение 25 лет (1875–1900). Именно здесь начинали свой путь Н. Пимоненко, С. Костенко, И. Селезнёв, А. Мурашко, М. Жук, П. Холодный и другие художники, ставшие классиками украинской живописи.

Н. Сергеев. Пасека.1885

Н. Сергеев. Пасека.1885

В нашем музее хранится архивный фонд И. Н. Терещенко, состоящий из писем к нему Л. Жемчужникова, В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина, Н. Мурашко, Н. Пимоненко. Эпистолярные материалы свидетельствуют о тесных контактах Ивана Николовича с людьми мира искусства, его заинтересованности их творчеством, осведомлённости в вопросах художественной жизни. Особо интенсивная переписка велась между ним и Николаем Ивановичем Мурашко — основателем и бессменным руководителем Киевской рисовальной школы. Процитируем строки одного из писем, украшенного акварельным рисунком выдающегося художника и педагога: «Хочу, чтоб хоть поздним числом Вы знали, что в день Вашего ангела у меня и у таких, кто был близок ко мне в данный момент, мысли были полны Вами… Шлём Вам, своему хозяину, своему дорогому заботнику самые наилучшие пожелания» (29 августа 1891 г.). В другом письме Николая Мурашко читаем: «Беспредельно благодарен Вам за две вещи или вернее выражаясь свойства, которыми я, благодаря Вам, обладаю: это самостоятельность и независимость. Грустно сказать, что в нашей стране, в стране, как видно, все‑таки рабов, это массу ужасно раздражает» (1892). Заметим также, что в кабинете Н. Мурашко висел большой портрет И. Н. Терещенко…

К. Трутовский. Через кладку. 1875

К. Трутовский. Через кладку. 1875

В послереволюционное время власти по‑своему распорядились художественными ценностями и коллекциями. Вначале в результате национализации Городской музей, ставший на некоторое время 1‑м Государственным музеем, пополнился произведениями искусства из частных собраний, в том числе семьи Терещенко. Согласно описям, только из дома А. Н. Терещенко поступило 130 картин, не считая семейных портретов, из Рисовальной школы Н. Мурашко — 166 картин. Красноречивой является запись в инвентарной книге, касающаяся акварели М. Врубеля «Натурщица»: «Из собрания Н. И. Терещенко на Бибиковском бульваре № 34. Перевезено в музей после разгрома коллекции Терещенко в январе 1918 г.»

Впоследствии фонды музея стали кладезем, откуда черпали сокровища вновь создаваемые музейные учреждения. Так, большинство картин из коллекций Терещенко, включая те, что были подарены ими лично Городскому музею (например, Врубеля), были отправлены в Национальную картинную галерею (ныне Киевский национальный музей русского искусства). В 1936 г. в здании бывшего Городского музея открылся Государственный украинский музей, то есть музей изобразительного искусства, ориентированный на «украинику».

В сложной судьбе первого киевского музея, как в зеркале, отразились драматические моменты отечественной истории — революция, годы сталинского режима, война. Но, несмотря на все утраты (даже в части фондовой документации, серьёзно пострадавшей во время оккупации), сегодня всё‑таки можно определить некоторые произведения из терещенковских собраний, хранящиеся в Национальном художественном музее Украины. Прежде всего, это семейные портреты Терещенко: Николы Артемьевича, его жены Пелагеи Егоровны и сына Ивана (все три — кисти Н. Кузнецова), некогда находившиеся в кабинете главы семейства. Имеется также портрет Александра Николовича Терещенко, написанный Н. Пимоненко, портрет Оли Терещенко (рано умершей дочери И. Н. Терещенко) работы И. Селезнёва.

Н. Пимоненко. Свадьба в Киевской губернии. 1890

Н. Пимоненко. Свадьба в Киевской губернии. 1890

Из коллекций членов этой семьи происходят произведения национальной тематики, уже давно получившие статус классики украинской живописи: «Свадьба в Киевской губернии» Н. Пимоненко, пейзаж «Пасека» Н. Сергеева (из собрания Н. Терещенко), жанровые картины К. Трутовского «Свадебный выкуп» и «Через кладку» (из собрания И. Терещенко), ряд других полотен. Покупая на выставках лучшие картины современных живописцев и часто опережая в этом П. Третьякова, Терещенко тем самым поддерживали авторов материально, содействовали развитию искусства и накоплению художественных ценностей в Киеве и Украине. Всё это явилось бесценным вкладом семьи в отечественную культуру.

Возникшая 20 лет назад идея устройства в НХМУ мемориального зала, посвящённого его истории и меценатам, пока не реализована в силу объективных причин, как и многообещающая реконструкция. «Безмолвный свидетель времени», каковым является столетнее музейное здание, всё ещё ожидает перемен. И меценатов, подобных Терещенко…

Обложка Отчёта музея за 1911 г. Виньетка Григория Зотова

Обложка Отчёта музея за 1911 г. Виньетка Григория Зотова