Здание в Музыкальном переулке, в котором до 1941 г. размещалась Киевская консерватория

Как создавалась киевская консерватория и куда исчезли 50 тысяч Терещенко

Материал из журнала «Антиквар» №77: “Наследие семьи Терещенко”


На страницах книги «Первый олигарх. Михаил Иванович Терещенко (1886–1956)», написанной его внуком Мишелем Терещенко, упоминается о «щедром пожертвовании» деда, сделанном в 1912 г. на преобразование Киевского музыкального училища в Консерваторию. По словам автора, М. И. Терещенко, ставший очевидцем покушения на Петра Столыпина в Киевской опере, сделал всё от него зависящее, чтобы после этого инцидента город «не погрузился в глубокую провинциальную летаргию»1.

О пожертвовании М. Терещенко было сообщено на заседании Городской думы, которая направила 2 октября 1912 г. в дирекцию киевского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) письмо за подписью городского головы и секретаря городской управы:

Имею честь уведомить для сведения, что киевская Городская Дума, заслушав сего дня доклад мой относительно своевременности возбудить вопрос о переименовании Киевского Музыкального училища в Консерваторию и сообщение о пожертвовании на осуществление этого М. И. Терещенко 50 000 руб. по журналу № 25, ст.73, единогласно постановила: возбудить вновь в установленном порядке, ходатайство об открытии в г. Киеве Консерватории, выразив М. И. Терещенко благодарность за щедрое пожертвование на сей предмет и прося его оказать со своей стороны содействие к удовлетворению означенного ходатайства 2.

Здание в Музыкальном переулке, в котором до 1941 г. размещалась Киевская консерватория

Здание в Музыкальном переулке, в котором до 1941 г. размещалась Киевская консерватория

Реакция дирекции ИРМО оказалась неожиданной: тон ответного письма от 10 октября 1912 г. к городскому голове И. Н. Дьякову был достаточно сдержанным, если не сказать, холодным:

Ваше Превосходительство
М. Г. Ипполит Николаевич

В напечатанном в киевских газетах отчете о заседании Киевской Городской Думы 3 сего Октября говорится, что по открытии заседания городской голова обратился к думе с кратким докладом о желательности возбудить вновь ходатайство о преобразовании Киевского музыкального училища в консерваторию. Поводом к возбуждению такого ходатайства явилось желание М. И. Терещенко пожертвовать на это дело 50,000 руб. При этом городской голова прочел Думе письмо, полученное им от М. И. Терещенко. Дума постановила выразить благодарность М. И. Терещенко за желание сделать щедрое пожертвование и постановила возбудить ходатайство о преобразовании киевского музыкального училища в консерваторию.

Нельзя не приветствовать доброе желание щедрого и просвещенного молодого мецената видеть в Киеве высшее музыкальное учебное заведение. Русский юг богатый музыкальными способностями, давно нуждается в таком учреждении. Еще Антон Рубинштейн в одно из своих посещений нашего музыкального училища высказывал мысль о необходимости преобразования его в консерваторию. Но материальное положение местного Отделения не благоприятствовало осуществлению этой идеи. В последнее же время, благодаря увеличившимся средствам, местная Дирекция нашла возможным поднять вопрос о преобразовании училища в консерваторию, возбудив об этом ходатайство перед Главною Дирекциею в Апреле месяце 1909 г. С глубокой признательностью упомянем при этом о тех трудах и заботах, которые были положены на это дело безвременно отшедшим в вечность А. Н. Виноградским, трудах, увенчавшихся желанным успехом весною текущего года. Из изложенного явствует, что возбуждать вновь ходатайство о преобразовании нашего музыкального училища в консерваторию является делом излишним и запоздалым. Разрешение консерватории уже состоялось, на что имеются следущия документальные данные: 16 Мая с/г. Главная Дирекция ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Музыкального Общества, обсудив в заседании своем вопрос об открытии киевской консерватории, признала, 1/ что насаждение в провинции новых центров высшего музыкального образования, какими являются консерватории, весьма желательно, 2/ что Киев, как большой университетский город, сосредоточивает интеллектуальную жизнь малороссийских губерний и в нем уже давно ощущается потребность в высшем музыкально-учебном заведении и 3/ что в Киевском музыкальном училище, обладающем подходящим для консерватории помещением, преподавание специальных и обязательных предметов настолько продвинуто вперед, что вполне оправдывает преобразование училища в консерваторию.

Главная Дирекция высказалась за открытие в Киеве консерватории и постановила предложить Дирекции киевского Отделения представить свои соображения по осуществлению этого преобразования в художественном и финансовом отношении, а также о сроке, когда могло бы последовать открытие консерватории.

Обо всем вышеизложенном АВГУСТЕЙШИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО Русского музыкально Общества, принцесса Елена Георгиевна Альтенбургская герцогиня Саксонская уведомила 26 Мая с/г. за № 201 Киевскую Дирекцию. Получивши такое благоприятное извещение, местная Дирекция уведомила 1‑го Июня с/г. за № 107 Главную Дирекцию Общества, что, имея в виду важность поставленной задачи и необходимость значительных подготовительных работ по организации консерватории и приглашению некоторых новых профессоров, а также считая более целесообразным открыть консерваторию не по старому уставу, а по новому, утверждение коего в законодательном порядке должно последовать в течение предстоящего учебного года, Дирекция постановила открыть консерваторию начиная с Сентября будущего 1913/1914 учебного года, приурочивши открытие к предстоящему в 1913 году празднованию 50‑летнего юбилея Киевского Отделения.

Подлинник подписали:
За Предс. Киевск. отд. ИРМО Н. Богданов
Директор Муз. Уч. В. Пухальский3.

Владимир Вячеславович Пухальский (1884–1933)

Владимир Вячеславович Пухальский (1884–1933)

Буквально через два дня на страницах «Киевской жизни» была опубликована беседа с Владимиром Пухальским в связи с предстоящим открытием Консерватории4. И опять‑таки есть чему удивляться. В тексте — ни слова ни о деньгах Терещенко, ни о решении Думы. Из газеты мы узнаём, что «киевская консерватория будет подлежать действию нового, общего для всех консерваторий устава, утверждение которого в законодательном порядке должно последовать в ближайшем будущем». Согласно уставу, в основу которого могли быть положены главные принципы действовавшего устава Петербургской консерватории, в киевском вузе предстояло открыть два отделения — художественное и академическое, каждое из которых в свою очередь подразделялось на курсы — младший и старший. Предпосылкой для перевода с одного курса на другой должен был служить технический экзамен. (Интересная деталь: преподавания общеобразовательных предметов в Консерватории не планировалось.) Далее Пухальский говорит о будущих студентах Консерватории, значительное число которых составят воспитанники и выпускники музыкальных училищ, о её преподавателях и профессорах. Он сообщает, что существовать новое учебное заведение «будет на свои средства и небольшую 5‑тысячную субсидию от казны, которой и в настоящее время пользуется училище», а размещаться — в здании нынешнего училища, значительно расширенного за счёт пристройки двух крыльев.

Итак, налицо интрига. Есть 50 тысяч рублей, пожертвованных на Консерваторию М. И Терещенко. Есть Дума, которая выступает в качестве посредника между Терещенко и ИРМО. Есть дирекция киевского отделения ИРМО, не желающая принимать дар «из рук» Думы. И есть благодетели ИРМО — упоминаемые в документах принцесса Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская и А. Н. Виноградский.

Исследователи истории киевского отделения ИРМО, в частности Е. Зинькевич, обращают внимание на то, что между Думой и Обществом существовал затяжной конфликт. Дума всячески препятствовала его деятельности: например, отказала ИРМО в использовании помещения и оркестра Оперного театра, в результате чего с ноября 1906 г. по ноябрь 1910‑го киевское отделение не могло проводить симфонические вечера5. Ситуация предстаёт ещё более удручающей, если учесть, что главой киевского отделения ИРМО в то время был блестящий симфоничес­кий дирижёр, любимец публики А. Н. Виноградский.

Александр Николаевич Виноградский (1856–1912)

Александр Николаевич Виноградский (1856–1912)

Коренной киевлянин Александр Николаевич Виноградский (1856–1912) происходил из рода Скоропадских (по материнской линии). В 1876 г. он окончил юридический факультет Киевского университета, затем учился в Московской консерватории у Н. Рубинштейна, в Петербургской — у Н. Соловьёва, брал уроки у М. Балакирева. В Киевском музыкальном училище по инициативе Виноградского был открыт оперный класс. Вместе с В. Пухальским он хлопотал о реорганизации Училища в Консерваторию. Во многом благодаря Виноградскому концертная жизнь в Киеве встала вровень с московской и санкт-петербургской6.

Заметим, что отказы Думы в проведении Обществом симфонических вечеров последовали после того, как весной 1906 г. его киевская дирекция приступила к пристройке к зданию Музыкального училища трёхэтажного крыла. Сооружение такой же пристройки с другой стороны было завершено «после смягчения ситуации», в 1911‑м.

В отчёте о деятельности киевского отделения ИРМО И. Миклашевский подчёркивает, что «независимо даже от имевшейся открыться консерватории, в этих пристройках давно ощущалась существенная необходимость, так как с каждым годом всё растущее число учеников с трудом размещалось в старом, ставшем уже тесным, здании. […] Отделение нашло возможным сделать эту большую пристройку и вызванную ею перестройку и ремонт старого здания, на свои наличные суммы, не прибегая ни к каким долговым обязательствам, несмотря на то, что расходы по этой постройке выразились в суммы 50 тысяч рублей»7.

Сумма в отчёте Миклашевского удивительным образом совпадает с суммой, пожертвованной М. Терещенко. Было ли это случайностью? Пока ответить трудно, но «дело» явно требует дополнительного расследования. Можем лишь предположить, что начало строительства обострило конфликт между Думой и киевским отделением ИРМО. Впрочем, некоторые факты наводят на мысль, что камнем преткновения были отнюдь не деньги.

Миклашевский пишет, что «когда появилось официальное известие о том, что Киевское отделение прекращает свою концертную деятельность по причинам от него не зависящим, многолетние посетители симфонических собраний ИРМО захотели попрощаться со своим любимым дирижёром. Устроенный училищем в зале Купеческого собрания ученический вечер послужил для публики предлогом к чествованию А. Виноградского. Это чествование носило характер совершенно исключительный по своей искренности, задушевности и вместе с тем торжественности. В память этого чествования один из постоянных посетителей симфонических собраний гр. В. Тышкевич учредил стипендию в Киевском Музыкальном Училище, пожертвовав на это 2 800 руб.»8.

Михаил Иванович Терещенко (1886–1956)

Михаил Иванович Терещенко (1886–1956)

3 октября 1912 г. А. Н. Виноградский скончался. В «Очерке деятельности Киевского отделения Императорского русского музыкального общества (1863–1913)» Миклашевский приводит заявление, поданное в дирекцию вдовой дирижёра Лидией Михайловной Виноградской: «Согласно последней воле моего покойного мужа Александра Николаевича Виноградского им завещан капитал наличными деньгами в сумме сорок тысяч (40,000) рублей. Из них 25,000 руб. для образования „неприкосновенного капитала имени А. Н. Виноградского для выдачи пособий беднейшим учащимся музыкального училища“ и 15,000 руб. для учреждения трёх стипендий в музыкальном училище имени Арочки Виноградской. Извещая об этом Дирекцию Киевского Отделения, считаю необходимым пояснить, что деньги и проект положения стипендий будут доставлены по утверждении завещания. Со своей стороны жертвую Отделению обстановку кабинета в здании Музыкального Училища и оставшуюся после покойного библиотеку нот и книг, с тем, чтобы она считалась библиотекой имени Александра Николаевича Виноградского»9.

Как видим, Михаил Терещенко пожертвовал Киевскому училищу деньги в не совсем «подходящий» момент. Горячее желание Думы позаботиться о киевском отделении ИРМО совпало со смертью человека, серьёзно ею обиженного. В такой ситуации демонстративно сдержанная реакция руководства Училища выглядит вполне понятной.

Что же касается организации Консерватории, это, скорее всего, был другой сюжет, развивавшийся параллельно с описанными событиями.

В сезон 1908–1909 гг. Киев посетил А. К. Глазунов. Композитор «не скрыл от Дирекции того отрадного впечатления, которое оставило у него музыкальное утро, устроенное для него Училищем»10. Александр Константинович предложил реорганизовать Училище в Консерваторию. Соответствующее ходатайство было направлено председателю ИРМО Елене Георгиевне Саксен-Альтенбургской. Она отнеслась к идее весьма сочувственно, но, как пишет Миклашевский, «дать ему скорое разрешение не нашла возможным» и постановила «отложить окончательное разрешение вопроса об учреждении в Киеве консерватории до предполагаемого в ближайшем будущем пересмот­ра устава консерваторий», о чём мы узнаём из ответного письма дирекции, датированного 15 мая 1909 г.

В 1910 г. по поручению Главной дирекции в Киев приехал Сергей Рахманинов, приложивший огромные усилия для преодоления конфликта между Думой и ИРМО. Результатом визита стало возобновление в городе симфонических концертов в 1911 г.
С. В. Рахманинов предоставил председателю ИРМО следующий отчёт:

Ваше Высочество!

Постановка дела в Киевском музыкальном Училище, которое я посетил, произвела на меня самое отрадное впечатление. Я присутствовал на уроках шести преподавателей фортепиано, двух преподавателей скрипки, в виолончельном классе, в классах гармонии, теории и флейты, контрабаса и в классах двух преподавателей пения. Кроме того присутствовал на публичном вечере, где почти все преподающие инструментальных классов были представлены одним учеником.

Из дефектов Училища укажу на невероятный комплект учащихся в некоторых фортепианных классах. Такое количество учеников у одного преподающего специальный класс как: 60, 75 и даже 95 считаю крайне нежелательным и радуюсь, что при пересмотре нашего устава этот факт принят во внимание.

Так как моя поездка в Киев была связана отчасти с ходатайством Киевского Училища о переименовании Училища в консерваторию, то я тут же прибавлю, что нахожу это ходатайство вполне заслуженным и сам охотно к нему присоединяюсь. И постановка дела в Училище и все хозяйственные и материальные вопросы Училища эту реформу вполне оправдают.

С глубоким почтением к Вашему Высочеству

С. Рахманинов

19 апреля 1910 11.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943)

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943)

В итоге в мае 1912 г. августейшей особой было принято позитивное решение.
7 октября в дирекцию киевского отделения ИРМО поступило заявление Елизаветы Владимировны Терещенко:

Желая увековечить память моего покойного мужа относившегося всегда сочувственно к нуждам Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества […] препровождаю для хранения в Государственном банке […] закладные листы Киевского земельного банка на номинальную сумму тридцать тысяч рублей прошу принять таковые от меня в неприкосновенный капитал Киевского Отделения Русского Музыкального общества на учреждение при Киевском музыкальном училище из процентов с означенного капитала стипендий имени Действительного статского советника Александра Николаевича Терещенко, согласно прилагаемому при сем положению об этих стипендиях12.

В марте 1913 г. дирекция заслушала составленные В. Пухальским смету (в расчёте на 750 учащихся), список профессоров и преподавателей и командировала его в Петербург для ходатайствования об утверждении этого документа. На заседании Главной дирекции, происходившем 22 марта в Петербурге, сочли, что смета составлена вполне обоснованно, а «современное финансовое положение Киевского Отделения, не имеющего никаких долгов и обладающего значительным движимым имуществом, даёт полную гарантию дальнейшего обеспеченного положения будущей Консерватории»13.

Смета доходов и расходов будущей консерватории, составленная в марте 1913 г.

Смета доходов и расходов будущей консерватории, составленная в марте 1913 г.

Киевская консерватория открылась в 1913 г. на базе Музыкального училища (называвшегося до революции младшим отделением консерватории) и работала в его же здании в Музыкальном переулке (теперь ул. Б. Гринченко) до начала Великой Отечественной войны. Первыми её директорами были В. В. Пухальский (1913–1914), Р. М. Глиэр (1914–1920), Ф. М. Блуменфельд (1920–1922).
Что же касается 50 тысяч М. Терещенко, их след теряется в истории.
9 декабря 1914 г. директор Киевской консерватории Р. Глиэр обратился в Думу со следующим прошением:

Ваше Превосходительство
Милостивый Государь
Ипполит Николаевич.

Вследствие Доклада ВАШЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА Киевской Городской Думе 2 Октября 1912 года о пожертвовании М. И. Терещенко 50 тысяч рублей на предмет преобразования Киевского Музыкального Училища в Консерваторию — Дирекция Киевского Отделения ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Музыкального Общества отзывом от 10 октября того же года за № 5 уведомила Вас, что вопрос о преобразовании Музыкального Училища в Консерваторию уже Главною Дирекциею решен окончательно и что открытие самой Консерватории, приуроченное к празднованию 50‑ти летнего юбилея Киевского Отделения Музыкального Общества, состоится в Сентябре 1913 года. […]

Затем 25 Октября за № 2239 от ВАШЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА последовало официальное сообщение о сделанном М. И. Терещенком пожертвовании в размере 50 тысяч рублей с уведомлением, что Киевская городская Дума, по журналу № 25 ст. 73, единогласно постановила «возбудить вновь, в установленном порядке, ходатайство об открытии в г. Киеве Консерватории, выразив М. И. Терещенко благодарность за щедрое пожертвование на сей предмет и прося его оказать со своей стороны содействие к удовлетворению означенного ходатайства».

По получении этого официального сообщения 26 Октября Дирекция Отделения на другой же день […] признала необходимым ответить Вам и покорнейше просить доложить Киевской Городской Думе […] сообщение местной Дирекции об имеющемся уже у нея разрешении на открытие в г. Киеве Консерватории.

О том, было ли доложено Думе означенное сообщение […] до сих пор ничего неизвестно. Между тем Дирекция Отделения в настоящее время признает необходимым пояснить, что открывая Консерваторию она считалась с малыми размерами здания и откладывала вопрос о постройке нового помещения с той целью, чтобы увидеть на практике потребности, в которых будет нуждаться Консерватория, как высшее специальное музыкальное учебное заведение и кроме того сообразуясь с теми средствами, каковые будут иметься в распоряжении Общества, помимо пожертвованных М. И. Терещенко 50 тысяч рублей.
Но уже по вступлении Консерватории во второй учебный год ея существования Дирекция Отделения усматривает настоятельную необходимость постройки здания, вытекающую из сознания, что правильное в дальнейшем функционирование учебных занятий становится невозможным по следующим причинам:

Приток учащихся возрастает несоразмерно имеющемуся зданию, а расширившаяся программа прохождения учащимися Консерваторского курса и введенные специальные классы, каковых в музыкальном училище не было, вызывают необходимость приглашения новых профессоров и, в связи с этим, увеличения количества классов, а для практических занятий с оркестровым и оперным классами, устройства ученических спектаклей и вечеров, а также квартетных и других собраний ощущается огромная необходимость в наличности большого зала, по крайней мере на 1500 человек.

Сообщая о вышеизложенном Дирекция киевского Отделения ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Музыкального Общества покорнейше просит ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО внести это заявление на рассмотрение в ближайшем заседании Городской Думы на предмет передачи пожертвованного М. И. Терещенко капитала в 50 000 рублей на постройку здания для Киевской Консерватории.
Вместе с сим не будет ли ВАШИМ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВОМ признано возможным возбудить в том же заседании Думы вопрос об участии города в расходах по постройке здания для Консерватории, как уже город неоднократно приходил своею помощью разного рода учреждениям при постройках ими зданий для своих надобностей.

Дирекция Отделения позволяет себе обратиться к ВАШЕМУ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ с этой просьбой, основываясь на тех соображениях, что преобразование Музыкального Училища в Консерваторию способствовало несомненно с увеличением преподавательского персонала и учащихся, общему увеличению благосостояния города Киева.

Проект нового здания Консерватории может быть препровожден на ознакомление ВАШЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА, если Городское Общественное Управление найдет возможным удовлетворить вышеизложенное ходатайство Дирекции.

О последующем Дирекция покорнейше просит ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО не отказать почтить её уведомлением.
Подписали
Председатель Дирекции Н. Богданов
Директор Консерватории Р. Глиер 14.

Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875–1956)

Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875–1956)

Но поскольку известно, что Киевская консерватория размещалась в здании, построенном в 1874 г. архитектором А. Я. Шиле вплоть до 1941 г. 15, когда оно было разрушено при бомбардировке, остаётся только гадать, какой ответ получили Дирекция киевского отделения Императорского русского музыкального общества и руководство нового вуза.

Заседание первой дирекции Киевской консерватории в 1914 г. Сидят (слева направо): В. Пухальский, классная дама, Г. Ходоровский. Стоят (слева направо): К. Михайлов, М. Маракин

Заседание первой дирекции Киевской консерватории в 1914 г.
Сидят (слева направо): В. Пухальский, классная дама, Г. Ходоровский. Стоят (слева направо): К. Михайлов, М. Маракин

Примечания
1 Терещенко М. Первый олигарх. Михаил Иванович Терещенко (1886–1956). — К.: Ника-Центр, 2013. — С. 76–77.
2 Академія музичної еліти. Історія і сучасність. — К.: Музична Україна, 2004. — С. 30.
3 Переписка с киевским городским головою о ходатайстве по преобразованию киевского музыкального училища в консерваторию и о пожертвовании в связи с этим М. И. Терещенко 50 000 руб. для постройки нового здания для консерватории // ЦГАМЛИ Украины. — Ф. 646. —
Оп. 1. — Ед. хр. 194. — Л. 1–2.
4 Публикация была найдена студенткой ИТФ НМАУ
им. П. И. Чайковского Анной Вовченко.
5 Зинькевич Е. Организация и деятельность киевского отделения РМО (к 150‑летию основания) // Русское музыкальное общество (1859–1917). История отделений: [сб.ст.] / [ред.‑сост. О. Р. Глушкова]. — М.: Языки славянской культуры, 2012. — С. 62.
6 См.: там же. — С. 54.
7 Очерк деятельности Киевского отделения Императорского русского музыкального общества (1863–1913). По поручению Киевской дирекции составил Иос. Миклашевский. — Киев, 1913. — С. 84.
8 Там же. — С. 78.
9 Там же. — С. 86.
10 Там же. — С. 82.
11 Тороп В. Вокруг одного неизвестного письма // Музыкальная академия. — 1993. — № 2. — С. 221.
12 Киевское отделение русского музыкального общества. Дело об учреждении персональных стипендий имени А. Н. Терещенко для учащихся музыкального училища (консерватории) и подборе кандидатов на эти стипендии // ЦГАМЛИ Украины. — Ф. 646. — Оп. 1. — Ед. хр. 196. — Л. 1.
13 Очерк деятельности Киевского отделения Императорского русского музыкального общества (1863–1913). — С. 86.
14 Переписка с киевским городским головою о ходатайстве по преобразованию киевского музыкального училища в консерваторию и о пожертвовании в связи с этим М. И. Терещенко 50 000 руб. для постройки нового здания для консерватории. Начато — 1912; окончено — 1914 // ЦГАМЛИ Украины. — Ф. 646. — Оп. 1. — Ед. хр. 194. — Л. 3, 6.
15 См.: Зинькевич Е. Организация и деятельность киевского отделения РМО (к 150‑летию основания). — С. 50.